Действия педагога в нетипичных педагогических ситуациях 28 апреля 2011 г. Круглый стол с участием ЯГТО, УО, Советов руководителей ОУ, председателей ПК ОУ, специалистов ЦППР и КПД
«Человечество тысячелетиями страдает от поистине страшной болезни: взаимного непонимания». (Б. Дадье) «Всякая система воспитания – слепок общества». (Р. Арон) «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и тех, кому преподаешь». (В. Ключевский)
Глоссарий Нетипичная педагогическая ситуация Участники нетипичной педагогической ситуации Педагог Профессионализм педагога Этика педагога Психологический портрет педагога Должностная инструкция Локальные акты ОУ
Анкета для педагогов (участвовало 112 педагогов) Были ли в Вашей практике конфликтные ситуации с учащимися? Были ли в Вашей практике конфликтные ситуации с родителями учащихся? Как чаще всего разрешаются конфликтные ситуации педагога с другими участниками образовательного процесса? Кто чаще всего является причиной конфликтной ситуации? Что надо сделать, чтобы педагог не попадал в конфликтные ситуации?
ВопросыЧастоРедкоНикогда Были ли в Вашей практике конфликтные ситуации с учащимися? 6 (5,4%) 76 (67,9%) 30 (26,8%) Были ли в Вашей практике конфликтные ситуации с родителями учащихся? 3 (2,7%) 66 (58,9%) 43 (38,4%)
Как чаще всего разрешаются конфликтные ситуации педагога с другими участниками образовательного процесса? Самостоятельно83 (74%) Обращаюсь к психологу29 (25,9%) Привлекаю администрацию39 (34,8%) Обращаюсь в профком1 (0,8%) Обращаюсь в суд0 Обращаюсь в комиссию по трудовым спорам 0
Кто чаще всего является причиной конфликтной ситуации? ПедагогУченикРодитель 21 (18,75%) 81 (72,3%) 31 (27,7%)
Что надо сделать, чтобы педагог не попадал в конфликтные ситуации? Повысить профессионализм педагогов 48 (42,9%) Строго наказывать педагогов 4 (3,6%) Повысить ответственность учащихся и родителей 99 (88,4%)
Памятка для педагога 1) Знание и соблюдение инструкций 2) Знание и соблюдение ТК РФ, ЛА 3) Соблюдение этики, взаимоуважение 4) Профилактика конфликтов 5) Психолого-педагогическая диагностика 6) Контакты с учениками, родителями 7) Сотрудничество педагогов 8) Ведение подтверждающей документации 9) Самоанализ, рефлексия педагога
Действия педагога в нетипичной педагогической ситуации Педагог - профессионал Педагог - гражданин Педагог - человек
Действия педагога – профессионала Самостоятельный выход Взаимодействие с коллегами Беседа с учеником Беседа с родителями Взаимодействие с администрацией Педагогический консилиум Помощь психолога
Действия педагога – человека (женщины, мужчины) Контроль эмоций Тревожная кнопка Милиция 02 Информировать администрацию Телефон доверия Защита чести и достоинства
Действия педагога – гражданина Обращение с письменным заявлением в профком ОУ Обращение с письменным заявлением в Управляющий совет ОУ Обращение с письменным заявлением в комиссию по трудовым спорам ОУ Обращение с иском в суд
Предложения участников круглого стола Профилактика конфликтов (знание семьи, работа с родителями) Самообразование и самовоспитание педагога Знание возрастной психологии, состояния здоровья ребенка, преемственность ДОУ и ОУ, ступеней школы Знание прав педагогов по ТК (глава 52), Закона РФ «Об образовании» (ст.55 о защите чести и достоинства) и умение их защищать Не допускать физического и психического насилия над ребенком Привлекать общественные организации Через СМИ вести пропаганду ППО Мудрость педагога (самоанализ, самокритика учителя) Повышать статус педагога, личный опыт и пример Взаимодействие педагогов, медиков Качественное выполнение ОУ социального заказа (образовательные программы и учебные планы)
Благодарим всех за участие! «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и тех, кому преподаешь». (В. Ключевский)