Учебник нового поколения как арсенал инновационной творческой деятельности учителя Чигвинцева О.Н., методист МОУ МЦО, учитель русского языка и литературы МБОУ лицея 20 г. Ростова-на-Дону
Опыт работы по УМК С.И.Львовой, В.В. Львова Русский язык. 5 класс. М.: Мнемозина, 2010 С.И.Львовой, В.В. Львова Русский язык. 5 класс. М.: Мнемозина, 2010
Отличительные особенности учебника, его новизна: а) в отборе и подаче материала; б) в дидактических подходах; в) в системе и типологии упражнений.
Возможности данного учебника в а) формировании устойчивого интереса к предмету; а) формировании устойчивого интереса к предмету; б) развитии познавательной активности учащихся; б) развитии познавательной активности учащихся; в) повышении качества подготовки учащихся; в) повышении качества подготовки учащихся; г) развитии практических умений и навыков; г) развитии практических умений и навыков; д) развитии навыков самообразования; д) развитии навыков самообразования; е) развитии творческих (исследовательских) способностей учащихся. е) развитии творческих (исследовательских) способностей учащихся.
Основные направления работы с учебником нового поколения: Уроки изучения лингвистических тем Система развития речи учащихся Контроль знаний и умений на уроках русского языка
Новые типы упражнений как база для реализации учебных задач, связанных с компетентностным подходом в обучении
Арсенал приёмов учителя при работе с рубрикой «Теоретические сведения» Составление плана текста (простого или сложного) Составление плана текста (простого или сложного) Формулировка тезисов Формулировка тезисов Работа с таблицей-схемой Работа с таблицей-схемой Восстановление текста деформированной схемы Восстановление текста деформированной схемы Подготовка устного высказывания на лингвистическую тему Подготовка устного высказывания на лингвистическую тему
Работа со схемой как способ формирования и развития общеучебных умений: иллюстрировать правило примерами иллюстрировать правило примерами выделять главное и существенное в теоретическом материале выделять главное и существенное в теоретическом материале запоминать, сравнивать, продумывать речевые модели запоминать, сравнивать, продумывать речевые модели читать таблицу, составлять лингвистическое высказывание читать таблицу, составлять лингвистическое высказывание разнообразить формы контроля разнообразить формы контроля Функциональные разновидности языка разговорная речь язык художественно й литературы функциональные стили научный официально- деловой публицистический
е, ё, ю, я обознача ют один звукдва звука после согласно го тема [тэ / мъ] мёд [мот] тюль [тул / ] пять [пат] ель [йэл] ёж [йош] юла [йула / ] яма [йа / мъ] поезд [по / йьст] пою [пъйу / ] моё [мъйо / ] маяк [мъйа / к] лью [лйу] съел [сйэл] съезд [сйэст] семья [сьмйа / ]
«Орфографический минимум» - организатор комплексной работы со словом Орфографическое проговаривание слова Орфографическое проговаривание слова Использование поморфемного письма Использование поморфемного письма Сравнительно-сопоставительный анализ звуков, букв, слогов и морфем в слове. Сравнительно-сопоставительный анализ звуков, букв, слогов и морфем в слове. Транскрипция слова и их комментарий Транскрипция слова и их комментарий Объяснение написания морфем с помощью словарика «Значение морфем» Объяснение написания морфем с помощью словарика «Значение морфем»
Фотоколлаж как стимул творческой активности учащихся: сопоставлять явления действительности с различными языковыми единицами; сопоставлять явления действительности с различными языковыми единицами; обогащать словарный запас; обогащать словарный запас; зрительно представлять тот или иной предмет; зрительно представлять тот или иной предмет; соотносить предмет с тематической группой слов; соотносить предмет с тематической группой слов; побуждать к творчеству на уроках и в домашних заданиях; побуждать к творчеству на уроках и в домашних заданиях; грамотно высказывать свои мысли. грамотно высказывать свои мысли.
Информационные и интерактивные средства обучения - важный аспект в формировании культуроведческой компетенции
Поиск новых форм контроля знаний и умений учащихся на уроках русского языка Зачётная работа Зачётная работа Диктант с языковым анализом текста Диктант с языковым анализом текста Комплексная работа с текстом Комплексная работа с текстом Изложение на лингвистическую тему Изложение на лингвистическую тему Тестовые задания Тестовые задания Сочинения разных жанров Сочинения разных жанров