СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ПО СИСТЕМЕ УЧЕБНИКОВ «ПЕРСПЕКТИВА» (на примере учебников 1 класса)
Л.Г. Петерсон – доктор педагогических наук, профессор, директор Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» Академии ПК и ППРО, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, лауреат Премии Президента РФ в области образования за 2002 год, автор дидактической системы деятельностного метода обучения и действующих учебников математики «Учусь учиться» для дошкольников, начальной и средней школы. Дидактическая система Л.Г. Петерсон положена в основу концепции системы учебников «Перспектива», а курс математики «Учусь учиться» стал его системообразующей частью. Научный руководитель УМК «Перспектива» Людмила Георгиевна ПЕТЕРСОН
Организационный момент. Актуализация знаний. Проблемное объяснение нового знания. Первичное закрепление во внешней речи. Самостоятельная работа с самопроверкой. Включение нового знания в систему знаний и повторение. Итог урока. Базовый уровень ТДМ при введении нового знания включает в себя следующие шаги (Л.Г. Петерсон):
Базовый уровень ТДМ при введении нового знания включает в себя следующие шаги (Л.Г. Петерсон): Актуализация знаний. Проблемное объяснение знаний. Первичное закрепление во внешней речи.
Базовый уровень ТДМ при введении нового знания включает в себя следующие шаги (Л.Г. Петерсон): Самостоятельная работа с самопроверкой.
Базовый уровень ТДМ при введении нового знания включает в себя следующие шаги (Л.Г. Петерсон): Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Методологическая основа ФГОС НОО - системно-деятельностный подход В учебниках «Перспектива» системно выстроено: 1.Воспитание и развитие качеств личности на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфес- сионального состава России. 2.Включение учащихся в разнообразные виды деятельности: учебную, трудовую, игровую, моделирующую, речевую, информационно-коммуникативную, проблемно-поисковую деятельность и др.. 3.Достижение планируемых результатов образования (предметных, метапредметных и личностных) на различных этапах обучения посредством формирования УУД. 4.Включение в различные учебные курсы единой воспитательной тематики (Дом. Семья. Родина. Дружба. Здоровье и безопасность и др.) через художественные и научно-познавательные тексты, текстовые задачи, специальные рубрики учебников. 5.Реализация деятельностных способов организации учебного процесса и включение участников образовательного процесса в различные виды взаимодействия и сотрудничества. 6.Учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся. 7.Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования.
Включение учащихся в разнообразные виды деятельности Учебную Коммуникативную Моделирующую Проблемно-поисковую Информационно-коммуникативную Деятельность по планированию учебного сотрудничества Игровую и др.
Методологическая основа ФГОС НОО - системно-деятельностный подход 1.А.Н. Леонтьев считает, что в отличие от действия, деятельность имеет жизненный смысл для человека, что обеспечивается только в том случае, когда у него есть некая общая цель, полностью совпадающая с основным мотивом. 2.Деятельностный смысл обучения чаще всего связывают с процессом формирования умения учиться и формированием структуры УД. 3.В структуре УД выделяют 4 основных компонента: Осознание цели деятельности, задач. Выработка плана действий. Реализация намеченного. Осуществление самоконтроля, т.е. сопоставление результата с планом.
Формирование структуры УД на уроках обучения грамоте по «Азбуке» Л.Ф. Климановой Осознание цели и задач деятельности
Формирование структуры УД на уроках обучения грамоте по «Азбуке» Л.Ф. Климановой Выработка плана действий и реализация намеченного
Формирование структуры УД на уроках обучения грамоте по «Азбуке» Л.Ф. Климановой Осуществление самоконтроля
Включение учащихся в разнообразные виды деятельности Коммуникативная деятельность
Речевая деятельность: слушание, говорение, письмо и чтение
Моделирующая деятельность
Деятельность по поиску информации
Проблемно-поисковая деятельность
Деятельность по планированию учебного сотрудничества
Формирование структуры УД в систематическом курсе «Русский язык» Л.Ф. Климановой Осознание цели и задач деятельности
Формирование структуры УД в систематическом курсе «Русский язык» Л.Ф. Климановой Выработка плана действий и реализация намеченного
Формирование структуры УД в систематическом курсе «Русский язык» Л.Ф. Климановой Осуществление самоконтроля
Включение учащихся в разнообразные виды деятельности Коммуникативная деятельность Русский язык Рабочая тетрадь
Включение учащихся в разнообразные виды деятельности Речевая деятельность
Моделирующая деятельность
Деятельность по поиску информации
Проблемно-поисковая деятельность Почему ситуация, в которую попали герои произведения, чуть не обернулась для них бедой? Почему братец Алёнушки превратился в козлёночка?
Деятельность по планированию учебного сотрудничества
Формирование структуры УД в курсе «Литературное чтение» Л.Ф. Климановой Осознание цели и задач деятельности
Формирование структуры УД в курсе «Литературное чтение» Л.Ф. Климановой Выработка плана действий и реализация намеченного
Формирование структуры УД в курсе «Литературное чтение» Л.Ф. Климановой Осуществление самоконтроля
Включение учащихся в разнообразные виды деятельности Коммуникативная деятельность
Речевая деятельность: слушание, говорение, чтение и письмо
Моделирующая деятельность
Деятельность по поиску информации
Проблемно-поисковая деятельность
Спасибо за внимание!
Контакты: Сайт издательства «Просвещение» - интернет- ресурс - УМК «Перспектива» Заместитель руководителя Центра развития начального образования издательства «Просвещение» Железникова Ольга Александровна 8 (495) , доб Методист Центра развития начального образования издательства «Просвещение», к.п.н., доцент Стефаненко Наталия Алексеевна 8 (495) , доб Книготорговые организации Вашего региона, работающие с издательством «Просвещение».