Новости из сферы нераспространения Покровский К.К. МИФИ г.1 Военные эксперты CША обнаружили в Северной Корее вторую установку для запуска межконтинентальных баллистических ракет. Об этом 11 сентября сообщает AFP со ссылкой на главреда cайта Global Security Джона Пайка. По мнению эксперта, наличие пусковой установки свидетельствует о серьезных намерениях Северной Кореи создать надежную межконтинентальную ракету.AFP
Новости из сферы нераспространения Стартовая платформа находится на западном побережье КНДР недалеко от границы с Китаем. Установка обладает хорошей транспортной инфраструктурой и приспособлена к осуществлению запусков раз в несколько месяцев. По своим предполагаемым характеристикам она намного превосходит единственную известную до сих пор северокорейскую пусковую установку, которая была обнаружена в 1999 году на восточном побережье полуострова и с которой проводились запуски ракет "Таэподонг" и "Таэподонг-2". Покровский К.К. МИФИ г.2
Новости из сферы нераспространения Риск обострения ситуации на Корейском полуострове и вокруг него по-прежнему сохраняется, так как существующий ядерный кризис не имеет перспектив быстрого политического решения. Не обозначены даже контуры возможного компромисса по таким вопросам, как верификация и мониторинг, гарантии безопасности Северной Кореи, последовательность шагов со стороны Пхеньяна и других государств, участников шестисторонних переговоров. По-видимому, Северная Корея будет стремиться к дополнительным уступкам со стороны партнеров по переговорам. Это может привести к менее стабильной стратегической конфигурации и гонке вооружений в регионе. В этих условиях, другим участникам переговоров следует разработать и реализовать общую политическую линию на основе санкций против северокорейской верхушки с целью предотвращения наихудших сценариев развития событий на Корейском полуострове. Покровский К.К. МИФИ г.3
4 Международные режимы экспортного контроля Создание международных режимов экспортного контроля имело целью: укрепление безопасности и доверия между государствами путем сотрудничества в вопросах нераспространения оружия массового поражения и контроля за распространением товаров и технологий двойного назначения.
Международные режимы экспортного контроля Действующие международные режимы экспортного контроля функционируют не только на основе принципа запретов на поставки в третьи страны, но и на основе обмена информацией между партнерами и принятых единых правил осуществления экспорта, выработанных путем взаимных консультаций. Покровский К.К. МИФИ г.5
6 Международные режимы экспортного контроля Основными являются четыре международных режима 1. Комитет Цангера. Группа ядерных поставщиков(ГЯП). 1971,1976 гг. Россия принята в 1974 и 1976 гг. 2. Режим контроля за ракетной технологией (РКРТ) г. Россия принята в 1995 г. 3. Вассенаарские договоренности г. Россия принята в 1995 г. 4. Австралийская группа г. Россия не входит в группу.
Покровский К.К. МИФИ г.7 Международные режимы экспортного контроля Для каждого из режимов создан свой механизм консультаций и обмена информацией между партнерами. Государства обеспечивают друг друга информацией о случаях отказа в выдаче лицензий и о компаниях и отдельных лицах, в отношении которых имеются материалы об их причастности к созданию военных программ. Административная структура международных режимов экспортного контроля направлена, в основном, на поиск согласия при принятии решений о коллективных действиях. Благодаря этому каждая страна имеет определенную свободу действий в отношении экспортных операций и сама осуществляет их регулирование собственным законодательством и с помощью собственных административных и контрольных органов.
Международные режимы экспортного контроля Административная структура международных режимов экспортного контроля направлена, в основном, на поиск согласия при принятии решений о коллективных действиях. Благодаря этому каждая страна имеет определенную свободу действий в отношении экспортных операций и сама осуществляет их регулирование собственным законодательством и с помощью собственных административных и контрольных органов. Покровский К.К. МИФИ г.8
9 Международные режимы экспортного контроля КОМИТЕТ ЦАНГЕРА Комитет Цангера был создан в 1971 году и назван так по имени своего первого председателя. Его деятельность направлена на выполнение п. 2 ст. III Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), согласно которой экспорт исходного или специального расщепляющегося материала осуществляется при условии распространения на него гарантий Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). В настоящее время членами КЦ являются 35 государств. Обязательным условием членства в Комитете является участие страны в ДНЯО.
Покровский К.К. МИФИ г.10 Международные режимы экспортного контроля КОМИТЕТ ЦАНГЕРА (КЦ)
Покровский К.К. МИФИ г.11 Международные режимы экспортного контроля ГРУППА ЯДЕРНЫХ ПОСТАВЩИКОВ (ГЯП) ГЯП, созданная в 1974 году, объединила основных поставщиков и производителей ядерных материалов, оборудования и технологий, неядерных материалов для реакторов, включая государства, не являвшиеся в то время участниками ДНЯО, прежде всего Францию.
Международные режимы экспортного контроля Цель Режима – ограничить риск распространения оружия массового уничтожения путем установления контроля за экспортом ключевых материалов, оборудования и технологий, которые могут способствовать созданию ядерных вооружений. Основой для контроля в рамках Режима являются: руководящие принципы ядерного экспорта; исходный список; руководящие принципы для экспорта имеющих отношение к ядерной деятельности оборудования, материалов и соответствующих технологий двойного назначения; список имеющих отношение к ядерной деятельности оборудования, материалов и соответствующих технологий двойного назначения. Покровский К.К. МИФИ г.12
Покровский К.К. МИФИ г.13 Международные режимы экспортного контроля Обязательства государств-участников ГЯП : исключение возможности утечки чувствительных элементов ядерных материалов; осуществление экспорта не должно способствовать созданию любого взрывного ядерного устройства; выполнение гарантий МАГАТЭ в качестве обязательного условия поставок; ограничения в передаче средств и технологий, используемых для переработки, обогащения урана и производства тяжелой воды;
Международные режимы экспортного контроля обеспечение физической защиты ядерных материалов и сооружений; осуществление контроля за реэкспортом материалов, оборудования и технологий; ограничение возможностей предприятий по обогащению и переработке ядерных материалов в странах, которые вызывают озабоченность с точки зрения распространения ОМП; выполнение норм безопасности; соблюдения национальных законов и процедур осуществления экспорта; осуществление обмена информацией между государствами-членами Режима. Покровский К.К. МИФИ г.14
Покровский К.К. МИФИ г.15 Международные режимы экспортного контроля
Покровский К.К. МИФИ г.16 Международные режимы экспортного контроля КЦ и ГЯП действуют параллельно и преследуют единую цель - предотвратить распространение «товаров», которые могут быть использованы при создании ядерного оружия. Вместе с тем между ГЯП и КЦ имеются различия, касающиеся сферы охвата, обеспечиваемой их исходными списками.
Международные режимы экспортного контроля Кроме того, правила ГЯП разрешают осуществлять сотрудничество в ядерной области лишь в случае, если страна-получатель поставила всю свою ядерную деятельность под полноохватные гарантии МАГАТЭ (это правило не распространяется на договоры и контракты, заключенные до 4 апреля 1992 года). КЦ требует постановку под контроль МАГАТЭ только конкретный объект. Покровский К.К. МИФИ г.17
Покровский К.К. МИФИ г.18 Международные режимы экспортного контроля РЕЖИМ КОНТРОЛЯ ЗА РАКЕТНОЙ ТЕХНОЛОГИЕЙ (РКРТ) Режим контроля за ракетной технологией (РКРТ) создан 16 апреля 1987 года. Первоначально в состав РКРТ вошли США, Великобритания, Франция, ФРГ, Япония, Италия и Канада. В настоящее РКРТ объединяет 33 государства, включая все промышленно развитые страны. Россия является членом РКРТ с 1995 г. Цель РКРТ – ограничить риск распространения ОМУ путем установления контроля за поставками оборудования и технологий, которые могли бы способствовать созданию систем доставки такого оружия. РКРТ не имеет целью чинить препятствия национальным космическим программам или международному сотрудничеству по таким программам, если реализация таких программ не будет способствовать созданию систем доставки ОМУ.
Покровский К.К. МИФИ г.19 Международные режимы экспортного контроля Основными документами Режима являются : Руководящие принципы передач ракет и ракетных технологий, Памятная записка (процедурные вопросы) и Техническое приложение (список товаров, в отношении которых существуют определенные ограничения. Список разделен на две категории: Категория I - законченные ракетные системы с дальностью стрельбы 300 и более км и полезной нагрузкой 500 и более кг и их подсистемы; Категория II - предметы двойного применения, относящиеся к ракетной технике; в отношении предметов Категории I действует презумпция "отказа как правило"; запрещена передача производственных мощностей для этой категории; все решения о поставках принимаются на национальном уровне).
Покровский К.К. МИФИ г.20 Международные режимы экспортного контроля
Покровский К.К. МИФИ г.21 Международные режимы экспортного контроля Ежегодно проводится Пленарная сессия РКРТ, на которой принимаются решения по внесению изменений в Приложение к Руководящим принципам, создаются рабочие группы по работы со странами- непартнерами и утверждаются их мандаты работы, вырабатываются правила и процедуры принятия решений, связанных с региональным распространением ракет и ракетных технологий..
Международные режимы экспортного контроля Координационную деятельность в промежутке между Пленарными сессиями осуществляет Координационный центр (Париж), осуществляющий сбор информации и документов от стран- участниц РКРТ и их оповещение по всем вопросам, связанным с функционированием РКРТ. Покровский К.К. МИФИ г.22
Покровский К.К. МИФИ г.23 Международные режимы экспортного контроля ВАССЕНААРСКИЕ ДОГОВОРЕННОСТИ (ВД) ВД начали функционировать осенью 1995 года. В состав ВД входят 33 государства, включая Россию. Основополагающим документом ВД являются «Первоначальные элементы». Они включают:цели режима, охват сферы деятельности, процедуры обмена информацией. Цели ВД: содействие региональной и международной безопасности и стабильности путем повышения транспарентности и ответственности в области передач обычных вооружений, товаров и технологий двойного применения, чтобы препятствовать таким образом их дестабилизирующим накоплениям. Решения о передаче или об отказе в передаче любого товара являются исключительной прерогативой каждого государства - участника.
Покровский К.К. МИФИ г.24 Международные режимы экспортного контроля Участие России в ВД обусловлено обеспечением интересов национальной безопасности в целях предотвращения появления дестабилизирующих накоплений в отдельных странах и регионах. Оно также позволяет защищать интересы российских производителей и экспортеров обычных вооружений, товаров и технологий двойного назначения, противодействовать принятию в ВД решений, не отвечающих российским интересам.
Покровский К.К. МИФИ г.25 Международные режимы экспортного контроля Функционирование ВД осуществляется путем выработки и принятия политических решений в отношении координации национальной экспортной политики стран- участниц ВД, а также корректировки Списка вооружений и Списка товаров и технологий двойного назначения. Решения принимаются путем проведения пленарных заседаний стран-участниц ВД. На них рассматриваются как политические вопросы, так и технические и процедурные вопросы внесения изменений в контрольные Списки. Пленарные заседания проводятся не реже одного раза в год под председательством представителей стран-участниц на основе ежегодной ротации. Россия, Украина и Франция считают Список обычных вооружений для себя справочным и служащим для иллюстрации товаров и технологий двойного назначения при разработке, производстве и испытаниях обычных вооружений.
Покровский К.К. МИФИ г.26 Международные режимы экспортного контроля Государства-участники уведомляют секретариат ВД о передачах и отказах в передаче в отношении всех государств, не являющихся участниками ВД. В то же время уведомления об отказах не накладывают на другие государства-участники обязательств по их отказу в аналогичных передачах. По структуре Список товаров и технологий двойного назначения (раздел 1 – "базовый") имеет два приложения – "чувствительные" товары и технологии (раздел 2) и "весьма чувствительные" товары и технологии (раздел 3). Государства-участники уведомляют об отказах в выдаче лицензий государствам, не являющимся участниками ВД, в отношении номенклатуры, включенной в Список товаров и технологий двойного назначения в случае, когда причины отказов соответствуют целям договоренностей.
Покровский К.К. МИФИ г.27 Международные режимы экспортного контроля В рамках ВД выработаны и согласованы единые подходы относительно порядка: - выдачи экспортных лицензий на товары и технологии двойного назначения; - корректировки контрольных списков; - установления и контроля конечных пользователей в странах экспортерах; - контроля за реэкспортом и передачей экспортируемой продукции третьим лицам Функции исполнительного органа осуществляет секретариат ВД в Вене. Государства-участники на регулярной основе проводят встречи.
Покровский К.К. МИФИ г.28 Международные режимы экспортного контроля
Покровский К.К. МИФИ г.29 Международные режимы экспортного контроля АВСТРАЛИЙСКАЯ ГРУППА (АГ) Австралийская группа была создана в 1995 году. Ее основной задачей является ограничение распространения химического и биологического оружия путем установления контроля над передачами химических веществ, оборудования, технологий, а также агентов и организмов, которые могут быть использованы при создании такого оружия. АГ не имеет устава и, вследствии своего неформального характера, не может принимать обязательных для исполнения решений.
Покровский К.К. МИФИ г.30 Международные режимы экспортного контроля АВСТРАЛИЙСКАЯ ГРУППА (АГ) Все государства, входящие в АГ, подписали и ратифицировали: - Конвенцию о запрещении разработки, производства, накопления запасов и применения химического оружия и о его уничтожении (КЗХО) от 1993 г; - Конвенцию о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического ( биологического) и токсинного оружия и об его уничтожении (КБТО) от 1973 г. КЗХО и КБТО представляют собой открытые международные режимы, участниками которых могут стать любые государства, подписавшие их и выполняющие заложенные в них требования.
Покровский К.К. МИФИ г.31 Международные режимы экспортного контроля Пока в силу ряда обстоятельств Россия не участвует в этом режиме, хотя отдельными странами выдвигаются некие предварительные условия нашего членства. В настоящее время неясны перспективы и самой группы. Так, ряд государств считает, что при наличии конвенции по химическому и биологическому оружию роль и значение АГ объективно снижается. Вместе с тем следует отметить, что наши контрольные списки практически не отличаются от списков, которые приняты в АГ. В некоторых случаях российские правила экспорта продукции двойного назначения химического и биологического профиля даже более жестки, чем те, которые действуют в АГ
Покровский К.К. МИФИ г.32 Контрольные списки СПИСКИ: 1. «Об утверждении Списка оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль» Указ Президента Российской Федерации от 8 августа 2001 г (с изменениями и дополнениями от 20 февраля 2004 г. 230; от 2 декабря 2005 г. 1395)
Покровский К.К. МИФИ г.33 Контрольные списки 2. «Об утверждении Списка ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, подпадающих под экспортный контроль» Указ Президента Российской Федерации от 14 февраля 1996 г. 202 (с изменениями и дополнениями от 21 января 1997 г. 32; от 12 мая 1997 г. 468; от 5 мая 2000 г. 798; от 21 июня 2000 г. 1151; от 4 февраля 2004 г. 141)
Покровский К.К. МИФИ г.34 Контрольные списки 3. «Об утверждении Списка оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, в отношении которых осуществляется экспортный контроль» Указ Президента Российской Федерации от 14 января 2003 г. 36
Покровский К.К. МИФИ г.35 Контрольные списки 4. «Об утверждении Списка возбудителей заболеваний (патогенов) человека, животных и растений, генетически измененных микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий, подлежащих экспортному контролю» Указ Президента Российской Федерации от 8 августа 2001 г. 1004
Покровский К.К. МИФИ г.36 Федеральный закон «Об экспортном контроле» (ФЗ-183) 5. «Об утверждении Списка химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль» Указ Президента Российской Федерации от 28 августа 2001 г. 1082
Покровский К.К. МИФИ г.37 Контрольные списки 6. «Об утверждении Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль» Указ Президента Российской Федерации от 5 мая 2004 г. 580 (с изменениями и дополнениями от 1 декабря 2005 г. 1384)
Покровский К.К. МИФИ г.38 Методика идентификации товаров и технологий для целей экспортного контроля
Покровский К.К. МИФИ г.39 Списки контролируемых товаров (всего 6) Утверждаются Указами Президента РФ Разрешительный порядок вывоза Утверждается постановлениями Правительства РФ Несоблюдение порядка вывоза САНКЦИИ Национальные Международные ст ФЗ «Об экспортном контроле» ст. 188, 189 УК России экономические санкции
Покровский К.К. МИФИ г.40 Идентификация контролируемых товаров и технологий Идентификация…, то есть установление соответствия конкретных сырья, материалов, оборудования, научно-технической информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, являющихся объектами внешнеэкономических операций, товарам и технологиям, включенным в списки… (извлечение из Федерального закона РФ от ФЗ «Об экспортном контроле», ст.7)
Покровский К.К. МИФИ г.41 Основное правило идентификации товара Принадлежность конкретного товара или технологии к товарам …, подлежащим экспортному контролю, определяется соответствием технических характеристик этого товара … техническому описанию, приведенному в графе Наименование (списка)
Покровский К.К. МИФИ г.42 Методика идентификации Технические характеристики товара Определение принадлежности товара по военному назначению и двойному использованию Поиск индекса по алфавитно-предметному указателю Выбор списка Выбор номера позиции по списку (-ам) Анализ примечаний Сопоставительный анализ технических характеристик товара с описанием товара в списке (-ах)
Покровский К.К. МИФИ г.43 Алфавитно-предметный указатель Условное обозначение списка ИС -Список ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий ЯО - Список оборудования и материалов двойного назначения соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, экспорт которых контролируется РО - Список оборудования, материалов и технологий, применяющихся при создании ракетного оружия ДН - Список товаров и технологий двойного назначения, экспорт которых контролируется («Ч»-чувствительные; «ВЧ»- весьма чувствительные) ХО - Список химикатов, оборудования и технологий, которые имеют мирное назначение, но могут быть применены при создании химического оружия БО - Список возбудителей заболеваний (патогенов) человека, животных и растений, их генетически измененных форм, фрагментов генетического материала и оборудования, которые могут быть применены при создании бактериологического ( биологического) и токсинного оружия
Покровский К.К. МИФИ г.44 Структура списков РО - Список оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль Указ Президента Российской Федерации от 8 августа 2001 г (с изменениями и дополнениями от 20 февраля 2004 г. 230; от 2 декабря 2005 г. 1395)
Покровский К.К. МИФИ г.45 Структура списков (РО) Список РО состоит из двух категорий технических средств, под которыми понимаются оборудование, материалы, программное обеспечение и технология. В категорию I включены технические средства, являющиеся наиболее значимыми для создания ракетных средств доставки оружия массового поражения. Если оборудование, включенное в категорию I настоящего Списка, является частью какой-либо системы, то такая система также будет относиться к категории I, за исключением случаев, когда такое оборудование не может быть отделено, удалено или заменено.
Покровский К.К. МИФИ г.46 Структура списков (РО) Принадлежность конкретного оборудования или материала к оборудованию или материалам, подлежащим экспортному контролю, определяется соответствием их технических характеристик техническому описанию, приведенному в графе «Наименование» настоящего Списка, и коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Российской Федерации (далее - код ТН ВЭД). Принадлежность конкретной технологии к товарам, подлежащим экспортному контролю, определяется соответствием технических характеристик этой технологии техническому описанию, приведенному в графе «Наименование» настоящего Списка, с учетом приведенных примечаний по технологии.
Покровский К.К. МИФИ г.47 При оформлении документов, необходимых для целей контроля за вывозом из Российской Федерации оборудования или материалов, включенных в настоящий Список, не допускается использование кодов ТН ВЭД иных, чем указаны в соответствующем пункте настоящего Списка.
Покровский К.К. МИФИ г.48 Структура списков (РО) КАТЕГОРИЯ I включает 2 раздела Раздел 1. Законченные средства доставки 1.1. Оборудование, сборочные единицы и составные элементы Ракеты (включая баллистические ракеты, ракеты-носители и исследовательские ракеты), способные доставлять полезную нагрузку не менее 500 кг на дальность не менее 300 км Атмосферные беспилотные летательные аппараты (включая крылатые ракеты, радиоуправляемые самолеты-мишени и радиоуправляемые разведывательные самолеты), способные доставлять полезную нагрузку не менее 500 кг на дальность не менее 300 км
Покровский К.К. МИФИ г.49 Структура списков (РО) 1.2. Испытательное и производственное оборудование Производственные мощности, специально разработанные для средств доставки, указанных в позиции Материалы - нет 1.4. Программное обеспечение Программное обеспечение, специально разработанное или модифицированное для использования производственных мощностей, указанных в позиции Программное обеспечение для координации функционирования более чем одной системы, специально разработанное или модифицированное для средств доставки, указанных в позиции 1.1
Покровский К.К. МИФИ г.50 Структура списков (РО) 1.5. Технология Технология в соответствии с общим примечанием по технологии для разработки, производства или использования оборудования или программного обеспечения, указанных в позициях 1.1, 1.2 или 1.4. Раздел 2. Законченные системы, используемые для законченных средств доставки 2.1. Оборудование, сборочные единицы и составные элементы Законченные системы, используемые в средствах доставки, указанных в позиции 1.1 (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 20 февраля 2004 г. 230)
Покровский К.К. МИФИ г.51 Структура списков (РО) Отдельные ступени ракет, используемые в средствах доставки, указанных в позиции Возвращаемые аппараты и разработанное или модифицированное для них оборудование, используемое в средствах доставки, указанных в позиции 1.1, исключая оборудование возвращаемых аппаратов, предназначенных для полезных нагрузок невоенного назначения: Теплозащита и ее элементы, изготовленные из керамических материалов … Электронная аппаратура, специально разработанная для возвращаемых аппаратов
Покровский К.К. МИФИ г.52 Структура списков (РО) Жидкостные или твердотопливные ракетные двигатели, используемые в средствах доставки, указанных в позиции 1.1, имеющие полный импульс тяги, равной или более 1,1 х 106 Н х с (105 кгс х с) (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 2 декабря 2005 г. 1395) Примечание. Апогейные двигатели, относящиеся к жидкостным ракетным двигателям, указанным в позиции , разработанные или модифицированные для применения в искусственных спутниках Земли (ИСЗ), могут рассматриваться как относящиеся к категории II, если их экспорт осуществляется при наличии обязательств о конечном использовании в ИСЗ в необходимом для него количестве и если они имеют все следующие параметры: а) диаметр горловины сопла - 20 мм и менее; б) давление в камере сгорания - равное или менее 15 х 105 Па (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 2 декабря 2005 г. 1395)
Покровский К.К. МИФИ г.53 Структура списков (РО) Системы наведения, используемые в средствах доставки, указанных в позиции 1.1, обеспечивающие точность доставки полезной нагрузки не более 3,33% от дальности (то есть круговое вероятное отклонение (КВО) составляет 10 км и менее на дальности 300 км), за исключением систем, разработанных для ракет с дальностью менее 300 км или пилотируемых летательных аппаратов Технические примечания: 1. Аппаратура системы наведения объединяет процесс измерения и вычисления положения и скорости полета летательного аппарата процессом вычисления и подачи команд в систему управления полетом для корректировки траектории. 2. КВО является критерием точности попадания.
Покровский К.К. МИФИ г.54 Структура списков (РО) Подсистемы управления вектором тяги, используемые в средствах доставки, указанных в позиции 1.1, исключая те подсистемы, которые разработаны для ракет, дальность и полезная нагрузка которых не превышают параметры, указанные в позиции Техническое примечание. В позицию включены следующие способы управления вектором тяги: а) использование сопла изменяемой геометрии; б) впрыскивание жидкости или вторичного газа (в сопло); в) использование поворотного двигателя или сопла; г) использование газовых рулей или насадок для отклонения струи выхлопных газов; д) использование тяговых триммеров
Покровский К.К. МИФИ г.55 Структура списков (РО) Механизмы обеспечения безопасности, взведения и подрыва взрывателя боезаряда или боеголовки, используемые в средствах доставки, указанных в позиции 1.1, за исключением механизмов, предназначенных для других средств доставки, не указанных в позиции Примечание. Оборудование, предусмотренное в исключениях по позициям , может рассматриваться как относящееся к категории II, если оно экспортируется с учетом гарантий о конечном использовании в заявленных целях, а экспортируемое количество не позволяет использовать его в целях, приведенных в перечисленных позициях
Покровский К.К. МИФИ г.56 Структура списков (РО) 2.2.Испытательное и производственное оборудование 2.3. Материалы - нет 2.4. Программное обеспечение 2.5. Технология КАТЕГОРИЯ II включает 18 разделов Раздел 3. Элементы двигательных установок и оборудование Раздел 4. Топлива и химикаты Раздел 5. Производство топлива Раздел 6. Производство композиционных материалов конструкционного назначения
Покровский К.К. МИФИ г.57 Структура списков (РО) Раздел 7. Пиролитическое осаждение и уплотнение Раздел 8. Конструкционные материалы Раздел 9. Измерительное, навигационное и пеленгаторное оборудование и системы Раздел 10. Системы управления полетом Раздел 11. Бортовая радиоэлектронная аппаратура Раздел 12. Оборудование для обеспечения пуска Раздел 13. Компьютеры
Покровский К.К. МИФИ г.58 Структура списков (РО) Раздел 14. Аналого-цифровые преобразователи Раздел 15. Испытательные системы и оборудование Раздел 16. Имитационное моделирование и конструкторская компоновка Раздел 17. Уменьшение характеристик заметности Раздел 18. Защита от поражающих факторов ядерного оружия Раздел 19. Прочие законченные средства доставки Раздел 20. Прочие законченные системы
Покровский К.К. МИФИ г.59 Структура списков (РО) Каждый из вышеперечисленных разделов включает в себя следующие подразделы: - Оборудование, сборочные единицы и составные элементы; - Испытательное и производственное оборудование; - Материалы; - Программное обеспечение; - Технология. Передача иностранным лицам оборудования и технологий, включенных в категорию 1 Списка РО может быть разрешена только в случаях, допускаемых международными обязательствами России в области экспортного контроля. Если оборудование, включенное в категорию 1 Списка РО является частью какой-либо системы, то такая система также будет относится к категории 1, за исключением случаев, когда такое оборудование не может быть отделено, удалено или заменено.