Тема 2 Методологические рекомендации международных организаций по учету внешнеторговых операций
Основные рекомендации сформулированы в двух наиболее важных международных документах, касающихся внешнеторговой статистики: 1) «Статистика международной торговли товарами. Концепции и определения» - документ ООН (подготовлен отделом статистики Департамента по экономическим и социальным вопросам ООН), 1970 г. Второе издание этого документа – СМТТ-II было подготовлено в 1998 году и рекомендовано для использования всем странам с 1 января 1999 года. В настоящее время документ действует в редакции 2004 года.
2) «Руководство для пользователей по статистике внешней торговли» - документ Евростата 1990 г. с последующими дополнениями 1995, 1998, 2004 гг. и др. В соответствии с рекомендациями этих международных организаций во внешнеторговый оборот должны включаться все товары и ценности, ввоз и вывоз которых приводит к изменению (увеличению или уменьшению) объема материальных ресурсов страны.
Таким образом, понятие объекта статистического учета не ограничивается только товарами, являющимися предметами коммерческих сделок, а охватывает все поставки через границу, которые отвечают критерию изменения запасов материальных ресурсов страны. Например, гуманитарная помощь и другие безвозмездные поставки в соответствии с этим критерием должны включаться во внешнеторговый оборот.
Внешнеторговый оборот – это сумма экспорта и импорта страны за определенный период времени (за месяц, за квартал, за год). Под экспортом понимают вывоз за рубеж товаров из страны, приводящий к уменьшению объема национальных материальных ресурсов. При этом выручка от продажи экспортных товаров отражается в приходной части платёжного баланса.
Под импортом понимают ввоз товаров в страну из-за рубежа. Импорт увеличивает запас материальных ценностей в стране. Оплата импортных товаров отражается в расходной части платёжного баланса. В соответствии с методологией СНС статистический учет внешнеторговых операций ведётся по факту пересечения товаром границы экономической территории страны (по дате таможенной декларации).
Все перемещаемые через границу товары поделены в документе «ООН СМТТ-II» на три категории – «три списка товаров». В первый список вошли все товары, которые необходимо учитывать в статистике внешней торговли (включать в полном объёме по количеству, стоимости и другим параметрам); Во втором списке содержатся товары, перемещаемые через границу, но не включаемые в показатели статистики внешней торговли; В третьем списке перечислены товары, не подлежащие включению в статистику внешней торговли, но рекомендованные для отдельного учета, за балансом оборота внешней торговли, с целью последующего расчета обобщенных показателей экспорта и импорта, используемых при составлении платёжного баланса и в СНС.
В первый список товаров, помимо тех поставок, учет ввоза и вывоза которых не вызывает сомнений, также вошли: 1) поставки товаров по трубопроводам и электропроводам (нефть, газ, вода, эл/энергия); 2) гуманитарная и техническая (безвозмездная) помощь; 3) товары в бартерных операциях; 4) реимпорт; 5) товары, арендуемые сроком на 1 год и более и некоторые другие операции, совершаемые с провозом товаров через границу.
Во внешнеторговую статистику не включаются (список II): 1) товары, перемещаемые физическими лицами для личных и других целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; 2) товары, ввозимые для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами иностранных государств, а также товары, необходимые для обеспечения деятельности отечественных организаций за границей; 3) товары прямого транзита (иностранные товары, перевозимые через территорию данной страны от одной границы до другой под таможенным надзором);
4) отечественная и иностранная валюта, ценные бумаги, находящиеся в обращении; 5) образцы и тара, подлежащие возврату, а также контейнеры и транспортные средства, в которых товары перевозятся; 6) гарантийные поставки товаров (поставки, осуществляемые в счет гарантий, предоставляемых поставщиком) и поставки товаров по рекламациям; 7) товары, арендуемые на срок менее 1 года; 8) временный ввоз и вывоз товаров, предназначенных для участия в выставках, ярмарках, аукционах и т.п. 9) транспортные средства, оборудование и другие товары, отправляемые для ремонта, и их возвращение после ремонта. и др.
В полный перечень списка 2 входят также все нефинансовые активы, переданные в собственность нерезидента, но не перемещенные через границу, а также торговля услугами. Отдельному учету и включению в обобщенные показатели экспорта и импорта в СНС и в платёжном балансе (список 3) подлежат такие товары, как: 1) рыба и морепродукты, продаваемые иностранным судам в открытом море; 2) продажа и покупка бункерного топлива за пределами экономической территории страны; 3) товары, перемещаемые через границы в целях ремонта (и в платежном балансе, и в СНС учитываются только по стоимости ремонта, а не по полной стоимости ввозимых и вывозимых товаров); 4) конфискованная контрабанда.
Системы учета внешней торговли В международной статистической практике существует 2 системы учета внешнеторгового оборота: «общая» (General Trade Systems) и «специальная» (Special Trade Systems). В этих системах по-разному трактуется содержание показателей экспорта и импорта. Традиционно при специальной системе учета в импорт включался ввоз в страну только тех товаров, которые предназначались для использования (потребления – consumption) на территории данной страны, а в экспорт – вывоз из страны товаров произведенных, добытых, выращенных или переработанных (хотя бы частично) в ней.
Общая система учета регистрирует во внешнеторговом обороте все операции по ввозу и вывозу товаров, включая в себя дополнительно (по сравнению со специальной системой учета) еще и операции по реэкспорту. Под реэкспортом принято понимать перепродажу товаров, сопровождающуюся вывозом за границу ранее импортированных товаров, не подвергшихся в реэкспорти- рующей стране переработке.
В современной международной статистике принципиальных изменений в трактовке «общей» и «специальной» торговли не произошло, однако практика учета отдельных стран имеет в этом вопросе свои особенности. Статистическая комиссия ООН рекомендует всем странам проводить разграничение между «общей» и «специальной» системой учета следующим образом: (см. схему) (см. схему)
Товары, выпущенные с «приписных таможенных складов» и «свободных зон» на территорию страны после таможенной очистки «Специальный» импорт Импорт для потребления Товары, ввезенные в страну для потребления и переработки Товары, ввезенные в страну для переработки под таможенным контролем «Общий» экспорт Реэкспорт Национальный экспорт Экспорт товаров отечественного производства Экспорт товаров после переработ- ки под таможен- ным контролем «Национализиро- ванный» экспорт Экспорт товаров с «приписных таможенных складов» и с территорий «свободных зон» «Специальный» экспорт Реимпорт Товары, ввезенные на «приписные таможенные склады» и на территорию «свободных» зон равен «Общий» импорт минус «Общая» и «специальная» системы учета внешнеторгового оборота
ИМПОРТЭКСПОРТ Производство, переработка и потребление Импортные товары, реэкспортируемые без видоизменения Производственные предприятия под таможенным контролем Таможенная граница Государственная граница «Национализированный» экспорт Таможенная граница Государственная граница Таможенная граница «Приписной таможенный склад» и «свободная зона» Таможенная граница Прямой транзит Т Т IV I I II III Государственная граница Товары I-II-III-IV – общая система учета Товары I-II-III – специальная система учета (в трактовке ЕС) Государственная граница