Рыночная инфраструктура - это совокупность организационно-правовых форм, опосредствующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи, или совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования. Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, ее элементы не навязаны субъектам извне, а порождены самими рыночными отношениями
Основные элементы инфраструктуры современного рынка : биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные), их организационно оформленное посредничество; аукционы, ярмарки и другие формы организационного небиржевого посредничества; кредитная система и коммерческие банки; эмиссионная система и эмиссионные банки; система регулирования занятости населения и центры государственного и негосударственного содействия занятости (биржи труда); информационные технологии и средства деловой коммуникации
продолжение система страхования коммерческого хозяйственного риска и страховые компании; специальные рекламные агентства, информационные центры и агентства средней массовой информации; торговые палаты, другие общественные, добровольные и государственные объединения (ассоциации) деловых кругов; профсоюзы работающих по найму; коммерческо-выставочные комплексы; система высшего и среднего экономического образования; аудиторские компании; консультативные (консалтинговые) компании; общественные и государственные фонды, предназначенные для стимулирования деловой активности; специальные зоны свободного предпринимательства.
Элементы рыночной инфраструктуры те, что выполняют свои функции в пределах особых рынков те, что могут решать свои задачи, не привязываясь к тому или иному типу рынка
Инфраструктура На рынке потребительских товаров и услуг и на рынке средств производства действуют товарные биржи, предприятия оптовой и розничной торговли, аукционы, ярмарки, посреднические фирмы. Фондовые и денежные рынки обслуживают фондовые биржи, банки, страховые компании, различные фонды. Рынок труда – место функционирования бирж труда, государственных и частных центров содействия занятости.
Типы рынков История развития рынка позволяет выделить следующие типы рынка. Неразвитый рынок. Свободный рынок Регулируемый рынок Деформируемый рынок
Неразвитый рынок рыночные отношения носят случайный, чаще всего товарный (бартерный) характер. Но уже и здесь рынок играет определенную роль, способствует дифференциации членов общества, усилению мотивации к развитию производства тех или иных товаров.
Свободный рынок Свободный (классический) рынок характеризуется следующими чертами: Неограниченное число участников рыночных отношений и свободная конкуренция между ними; Абсолютно свободный доступ к любой хозяйственной деятельности всех членов общества; Абсолютная мобильность факторов производства; неограниченная свобода передвижения капитала;
продолжение Наличие у каждого участника абсолютно полной информации о рынке (о норме прибыли, спросе, предложении и т. д.). Осуществление принципа рационального поведения рыночных субъектов: оптимизация индивидуального благосостояния в результате прироста доходов: продать подороже, купить подешевле - невозможно без информации; Абсолютная однородность одноименных товаров; Ни один участник свободной конкуренции не в состоянии оказать непосредственное влияние на решение другого неэкономическими методами; Цены устанавливаются стихийно в ходе свободной конкуренции; Отсутствует монополия (один производитель), монопсония (один покупатель) и государственное регулирование.
Преимущества свободного рынка функционирование на основе саморегулирующегося механизма; ориентация на человека, через цены на основе спроса; обеспечение эффективного распределения в обществе ресурсов; обеспечение гибкости и высокой степени адаптации к изменяющимся условиям; обеспечение свободы выбора и действий рыночных субъектов; обеспечение способности к удовлетворению разнообразных потребностей; обеспечение повышения качества товаров и услуг
Рынок классифицируют по различным критериям. По экономическому назначению объектов рыночных отношений (товарный признак). По степени ограничения конкуренции. По географическому положению (местный, региональный национальный и мировой рынки). По отраслям (автомобильный рынок, рынок компьютерной техники и т.д.). По характеру продаж, (оптовый рынок, розничный рынок).
Биржи Биржа – форма регулярно действующего оптового рынка товаров, сырья, финансовых средств, труда. К главным функциям бирж относятся: оказание посреднических услуг при заключении сделок; упорядочивание процесса торговли и улаживание торговых споров; сбор и публикация сведений о ценах и состоянии рыночной конъюнктуры.
биржа Биржа – предприятие, организованное, как правило, в форме акционерного общества с правами юридического лица. Это биржи так называемого «английского типа». Учредителем и владельцем бирж «французского типа» выступает государство.