Л.С. Выготский выделял следующие типы ведущей деятельности
младенцы непосредственно эмоциональное общение; раннее детство манипулятивная деятельность; дошкольники игровая деятельность; младшие школьники учебная деятельность; подростки социально признаваемая и социально одобряемая деятельность; старшеклассники учебно- профессиональная деятельность.
МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ
Любознательность, непосредственный интерес к окружающему, с одной стороны, и стремление выполнить общественно значимую деятельность с другой, определяют положительное отношение учащихся к учебе и связанные с этим эмоциональные переживания по поводу полученных оценок. Самооценка в младшем школьном возрасте формируется главным образом под влиянием оценок учителя. Уровень притязаний складывается под влиянием успехов и неуспехов в предшествующей деятельности. Преобладание неуспеха в учебной деятельности отстающих детей, постоянно подкрепляемое низкими оценками их работы учителем, неуклонно ведет к нарастанию у таких детей неуверенности в себе и чувства неполноценности.
ПОДРОСТКИ
Сфера жизнедеятельности подростков заметно расширяется: они участвуют в различных кружках, занимаются спортом, много времени отводят общению, развлечениям. В подавляющем большинстве подростки относятся к учебе довольно равнодушно, и успеваемость в средних классах обычно снижается. Важнейшей особенностью подростков является постепенный отход от прямого переноса оценок взрослых на самооценку. Главная ценность оценки для школьников этого возраста заключается в том, что она дает им возможность занять в классе более высокое положение. Если такое же положение можно занять за счет проявления других качеств, значимость оценки падает.
Через призму общественного мнения класса ребята воспринимают и своих учителей. Поэтому нередко младшие подростки идут на конфликт с учителями, нарушают дисциплину и, чувствуя молчаливое одобрение одноклассников, не испытывают при этом неприятных субъективных переживаний. В подростковом возрасте нередко возникают разнообразные нарушения, в том числе и в учебной деятельности. В подавляющем большинстве эти нарушения связаны с проблемами в общении с кем-то из значимых для подростка людей (сверстников, родителей, учителей). Оценка в подростковом возрасте выступает как катализатор ухудшения или улучшения общения со сверстниками.
СТАРШЕКЛАССНИКИ
Учащимся старших классов свойственно дифференцированное отношение к учебным предметам в зависимости от их профессиональных намерений. В этом возрасте притупляется острота восприятия сверстников, важней становится потребность в неформальном, доверительном общении со взрослыми. Оценка значимых взрослых способна повлиять на самооценку ученика, на его отношение к учебе и учебному предмету и, как следствие, на выбор жизненного и профессионального пути.
В любом возрастном периоде отношение к оценке зависит от личностных особенностей школьника: характера, темперамента, самооценки, коммуникативности. В целом, для любого возраста важна форма, в которой оценка выражается.
ИСКУССТВО ОЦЕНИВАНИЯ
Положительные оценки подбадривают школьника, стимулируют его учебную работу. Однако нужно учитывать возможность своеобразной реакции со стороны детей с крайне низкой или высокой самооценкой: при расхождении их ожиданий с оценкой учителя эти дети могут отнестись к ней с недоверием и тревогой. Похвала за слабые ответы может подчеркнуть некомпетентность ученика в глазах его одноклассников. Щадящие оценки эффективны, когда разрыв между оценкой и реальным результатом невелик. Отрицательные оценки более сложная проблема. Оценка учебной работы, «переходящая на личность», всегда болезненно воспринимается детьми. Отрицательная оценка должна направлять и корректировать учебные действия ученика. Выражая свои чувства без выговора и приказа, учитель оставляет ученику возможность самому сделать выводы и принять разумное решение.
Таким образом, оценка может выступать в качестве мотива учебной деятельности ученика, воплощать в себе отношение со стороны учителя. Следовательно, оценка влияет на все сферы жизни ребенка, регулирует его отношения с окружающими, помогает строить планы на будущее.
КЛАССИФИКАЦИЯ ОТМЕТОК
Цель Торжествующая «пятерка» Гордость и полное удовлетворение родителей, сидящих за партами учеников на родительском собрании. Радостные и довольные лица родных при каждом возвращении ребенка из школы с новой «пятеркой», удовлетворенные возгласы: «Молодец, я так и знала!», «Ах ты мой хороший!» Особое положение «отличников» в классном коллективе, осознание ими своей исключительности перед одноклассниками и ребятами во дворе. Отдаление от «отстающих», «слабых», «плохих» товарищей; высокомерная помощь «отстающим». Завышенные требования при подборе товарищей и друзей. Расширенные права в школе и в семье, привычка к поощрениям и подаркам родителей. Полное доверие со стороны взрослых. Нередко зависть одноклассников, разрешаемые в пользу «отличника» конфликты, самонадеянность, усиление стремления быть первым во что бы то ни стало.
Цель Обнадеживающая «четверка» Поощрения со стороны родителей и надежда на большие успехи: «Сохрани положение!», «Так держать!», «Можешь стать отличником!». Повышение престижа ученика среди одноклассников (и соответственно родителей среди родственников, соседей и сослуживцев), расширение прав ребенка, увеличение доверия. Но если «четверка» означает снижение успеваемости, то следуют противоположные реакции. Со стороны родителей отсутствие похвалы и ласкового обращения, сужение прав и лишение некоторых удовольствий, приостановление выполнения обещаний; со стороны ребенка переживание упавшего престижа перед одноклассниками, членами семьи и близкими людьми. Высокая мотивация учебной деятельности.
Цель Привычная «тройка» Обычно родители не выражают ни радости, ни озлобления, может быть сожаление, что ребенок упорно не желает (или не может) перешагнуть через «тройку». Без особых эмоций воспринимается такая «тройка» и в классе. Картина немного меняется, если ученик перешагнул барьер и из «отстающих» вышел в «средние». В таких случаях радость родителей перемешивается со страхом: как бы не вернулся обратно. Желая закрепить успех, родители сдержанно хвалят ребенка, не поощряя подарком. Средняя или низкая мотивация учебной деятельности. В коллективе сверстников чаще средняя или низкая статусность.
Цель Угнетающая «двойка» Раздражение и гнев родителей, конфликты с учителями, скандалы в семье. Полное лишение прав, установление жесткого контроля и усиление требований. Угнетенное, напряженное положение ученика в семье и в классе, уязвленное самолюбие, сужение сферы общения с одноклассниками; насмешки товарищей, проработки на собраниях и дома и как реакция дерзость и озлобление. Резкое изменение отношений и в том случае, когда из «средних» попал в «слабые». Горькое переживание ухудшения положения в классе и в семье, постоянное выслушивание нотаций от родителей, учителей и «сильных» одноклассников; ложь, чтобы избежать наказания, и переживание разоблачений. На мотивацию учебной деятельности эта оценка оказывает разное влияние в разных ситуациях, в зависимости от личностных особенностей ученика.
Цель Уничтожающая «единица» Применяется на практике в исключительных случаях, когда нужно отметить незнание и дерзость школьника. Педагог нередко озлоблен на такого ученика. Такая оценка может вызывать у одноклассников даже сочувствие к попавшему в беду товарищу из-за несправедливости педагога, а у родителей смех сквозь слезы, горькую иронию в адрес как ученика, так и его учителя. На статусное положение учащегося в коллективе сверстников эта оценка практически не влияет, а вот на отношение учеников к своему учителю может повлиять. Мотивация учебной деятельности не меняется, но может и снизиться.
1.Помнить, что оценка это обратная связь, необходимая ученику как информация об эффективности его работы, а не как средство давления или контроля. 2.При выставлении оценок ориентироваться на индивидуальные особенности ученика, его личностные, физиологические и эмоционально- волевые качества. 3.Иметь «установку на добро» замечать в каждом ученике положительную динамику развития или ожидать этой динамики в усвоении учебного материала. 4.Развивать у детей самоконтроль, умение оценивать свою работу, а также работу других учеников. 5.Проявлять нейтральные реакции или положительные эмоции на уроке (исключить сарказм и унижение оценкой). 6.Избегать травмирующих ситуаций при выставлении оценок, осторожно использовать отметку «два», а тем более «единицу». 7.Чаще использовать развернутую оценку, когда учитель обосновывает выставленное за ответ количество баллов.