МОУ «СОШ 49» г. Барнаула
«Сохранение психического и физического здоровья школьников»
Основные понятия Здоровье – правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психологическое благополучие Здоровье – правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психологическое благополучие
Критерии психического и физического здоровья Отсутствие заболеваний Отсутствие заболеваний Нормальное развитие организма (соответственно полу и возрасту) Нормальное развитие организма (соответственно полу и возрасту) Положительное эмоциональное состояние Положительное эмоциональное состояние Отсутствие вредных привычек Отсутствие вредных привычек
Факторы, влияющие на состояние психического здоровья школьников Генетические Генетические Гигиенические Гигиенические Экономические Экономические Социальные Социальные Эмоциональные Эмоциональные
Факторы, разрушающие здоровье детей Поза во время учебного процесса Поза во время учебного процесса Обедненные природные стимулы учебной среды Обедненные природные стимулы учебной среды Вербальный принцип построения учебного процесса Вербальный принцип построения учебного процесса Несовершенные методики преподавания Несовершенные методики преподавания
Основные понятия Дидактогения – психическая травма, источник которой - процесс обучения в школе, психическое расстройство, возникающее под влиянием психоэмоционального дистресса: неврозы, другие психогенные заболевания. Дидактогения – психическая травма, источник которой - процесс обучения в школе, психическое расстройство, возникающее под влиянием психоэмоционального дистресса: неврозы, другие психогенные заболевания.
Основные понятия Неврозы – вид психогенных реакций (тревожные опасения, навязчивости, истерические проявления и др.) Неврозы – вид психогенных реакций (тревожные опасения, навязчивости, истерические проявления и др.) Неврастения – повышенная физическая и психическая утомляемость, рассеянность, рассредоточенность, снижение работоспособности, чрезмерная возбудимость Неврастения – повышенная физическая и психическая утомляемость, рассеянность, рассредоточенность, снижение работоспособности, чрезмерная возбудимость
Основные понятия Невроз навязчивых состояний – навязчивые мысли, идеи, представления, страхи, влечения, действия. Невроз навязчивых состояний – навязчивые мысли, идеи, представления, страхи, влечения, действия. Истерия – двигательные и сенсорные расстройства, имитирующие соматические и неврологические заболевания (параличи, тик и др.) Истерия – двигательные и сенсорные расстройства, имитирующие соматические и неврологические заболевания (параличи, тик и др.)
Ситуации, предрасполагающие к возникновению пограничных расстройств у школьников Неспособность справиться с учебной нагрузкой Неспособность справиться с учебной нагрузкой Негативное отношение педагога Негативное отношение педагога Смена школьного коллектива Смена школьного коллектива Непринятие детским коллективом Непринятие детским коллективом Чрезмерная умственная нагрузка Чрезмерная умственная нагрузка
Какие воспитательные воздействия являются психотравмирующими? Несоответствие требований взрослых возможностям и потребностям детей, ритму их психофизиологического развития, конституционным и половым особенностям Несоответствие требований взрослых возможностям и потребностям детей, ритму их психофизиологического развития, конституционным и половым особенностям Неприятие индивидуальности и эмоциональное неприятие детей Неприятие индивидуальности и эмоциональное неприятие детей Несогласованный подход в воспитании со стороны родителей Несогласованный подход в воспитании со стороны родителей Непоследовательность воспитания. Его неровность Непоследовательность воспитания. Его неровность Неустойчивость в обращении с детьми. Неустойчивость в обращении с детьми.
Физиологическая цена учебной нагрузки у учащихся Показатели Массовые школы Дефицит сна Время прогулок меньше физиологической нормы Дополнительная статическая нагрузка (гиподинамия) Повышенный уровень невротизма Сильное и выраженное утомление Жалобы на усталость, головную боль и др. к концу дня, недели Неблагоприятные сдвиги АД в конце недели 50,775,434,547,831,228,840,0
Критерии удачного с точки зрения сохранения здоровья учеников урока Отсутствие усталости у детей и учителя Отсутствие усталости у детей и учителя Положительный эмоциональный настрой Положительный эмоциональный настрой Удовлетворение от сделанной работы Удовлетворение от сделанной работы Желание продолжать работу Желание продолжать работу