МОУ «Двинская средняя общеобразовательная школа» Обществознание 11 кл. П.8 «Взгляды на общество в индустриальную эпоху» Ан.Н. Тимотыш 2006
Вспомним Марксистское учение об общественно-экономической формации Марксистское учение об общественно-экономической формации
Проблемы: Кто и с кем подписывает общественный договор? Кто и с кем подписывает общественный договор? Когда экономические интересы отдельного человека совпадают с интересами общества? Когда экономические интересы отдельного человека совпадают с интересами общества? Кто такие технократы? Кто такие технократы? Кто такие технократы? Кто такие технократы?
Мыслящий и деятельный человек – основа общества Теория общественного договора: Человек обладает естественными от природы правами Человек – партнер государства
Мыслящий и деятельный человек – основа общества Томас Гобс – только сильное государство, где верховный правитель может в общественных интересах распорядиться даже жизнью отдельного человека, способно положить конец «войне против всех»
Мыслящий и деятельный человек – основа общества Джон Локк Джон Локк – идея разделения законодательной и исполнительной власти – идея разделения законодательной и исполнительной власти Шарль Луи де Монтескье – необходимо выделить и судебную власть Идея разделения властей
Мыслящий и деятельный человек – основа общества Вольтер – ведущий принцип справедливого общественного устройства – равенство людей (равенство перед законом и правом) Жан – Жак Руссо – Имущественное и социальное равенство. В соответствии с общественным договором человек теряет естественную свободу, но приобретает свободу гражданскую и право собственности на все, чем обладает.
Мыслящий и деятельный человек – основа общества Адамс Смит – каждый работая на себя, вынужден работать на других и, наоборот, работая на других, работает на себя. – каждый работая на себя, вынужден работать на других и, наоборот, работая на других, работает на себя. Процветание государства Господство Частной собственности Невмеша- тельство государства в экономику Отсутствие препятствий для личной инициативы
Мыслящий и деятельный человек – основа общества Адамс Смит Основные классы Капиталисты - прибыль Земельные собственники - рента Наемные рабочие - зарплата
Кто и с кем подписывает общественный договор? Кто и с кем подписывает общественный договор? Когда экономические интересы отдельного человека совпадают с интересами общества? Когда экономические интересы отдельного человека совпадают с интересами общества?
«Мы наш, мы новый мир построим» Социалистическая идея А. Сен-Симон Т.Мор – Утопия Место которого нет на Земле Ш. Фурье Социалистическое Общество – общество будущего
«Мы наш, мы новый мир построим» Идеальный общественный строй: Социальная гармония Социальная гармония Общность интересов всех граждан Общность интересов всех граждан Свободный творческий труд Свободный творческий труд равноправие равноправие
Мы наш, мы новый мир построим» Ш.Фурье - Человечество в своем развитии прошло через дикость, варварство и цивилизацию и идет к обществу всеобщей гармонии.
«Мы наш, мы новый мир построим» Карл Маркс Фридрих Энгельс Энгельс Первооснова развития общества – трудовая, производительная деятельность человека, направленная на удовлетворение материальных потребностей.
«Мы наш, мы новый мир построим» Общественное производство Производительная сила Производственные отношения Средства производства Вся система производственных отношений зависит от того, в чьей собственности находятся средства производства.
Противоречивые устремления нового века Технократизм – решающим фактором общественного развития выступает техника, производственные отношения. Дж. Гэлбрейт – основная задача общества – развитие производства, а реальная власть распределяется между специалистами производства и управления.
Противоречивые устремления нового века Экзистенциализм – Человек внутренне свободен, его трудный удел – быть всегда в пути, постоянно заботиться об обретении своей сущности.
Труд – отец богатства, земля – его мать. Труд – отец богатства, земля – его мать. Не бедность невыносима, а презрение. Я могу обходиться без всего, но я не хочу, чтобы об этом знали. Не бедность невыносима, а презрение. Я могу обходиться без всего, но я не хочу, чтобы об этом знали.