Распад СССР, одной из величайшей держав мира, повлёк за собой смену политического режима в России, повлиял в целом на формирование новой системы международных отношений, а также перевернул жизнь многих людей. Цель исследования – проследить причинно - следственные связи крушения Союза.
Ученикам предлагается раскрыть смысл содержания основополагающего вопроса. Необходимо определить, что подразумевается под понятиями многонациональное государство и сепаратизм. Далее даётся точные определения понятий. Многонациональное государство - государства, на территории которого проживают различные этносы - нации, народности, национальные и этнографические группы. Сепаратизм - стремление к отделению, обособлению ; движение за отделение части государства и создание нового государственного образования или за предоставление части страны автономии.
Учебные вопросы помогают определить план исследования. 1. Приход Горбачева к власти и попытка проведения реформ. (« Ускорение » и « Перестройка ») 2. Либерализация политического режима в Советском Союзе. (« Гласность » и реформа органов власти ) 3. Проблема межнациональных отношений. (« Парад суверенитетов ») 4. Политическая обстановка накануне 1991 г.; юридическое оформление распада СССР. 5. Роль Ельцина и Горбачева в распаде СССР.
После ознакомления с планом исследования, ученикам предлагается повторить ранее пройденный материал, связанный с историей создания Союза Советских Социалистических Республик. Основные даты : 23 февраля – 4 марта ? 7 ноября ? 1918 – ? 19 июля ? 30 декабря ? 31 января ?
При затруднении ответа на поставленный вопрос, учитель даёт подсказку. 23 февраля – 4 марта 1917 – Февральская революция 7 ноября 1917 – Октябрьская революция 1918 – 1922 – Гражданская война 19 июля 1918 – Конституция РСФСР 30 декабря 1922 – Создание СССР 31 января 1924 – Подписание Конституции СССР
После выполнения предложенных заданий, ученики были ознакомлены с темой исследования и готовы к изучению учебной программы.