Деятельностный подход Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические функции и способности есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований, включая речевую форму ( Леонтьев А.Н.). В концепции Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова было обосновано положение, согласно которому содержание образования проектирует определенный тип мышления – эмпирический или теоретический в зависимости от содержания обучения (эмпирические или научные понятия). В рамках деятельностного подхода в качестве общеучебных действий рассматриваются основные структурные компоненты учебной деятельности.
На ступени начального образования должны быть сформированы следующие логические действия: сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения тождеств / различия, определения общих признаков и составления классификации); анализ ( выделение элементов и «единиц» из целого; расчленение целого на части); и синтез ( составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты); сериация – упорядочение объектов по выделенному основанию; классификация - отнесение предмета к группе на основе заданного признака; обобщение – генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез; установление аналогий.
Деятельностный метод обеспечивает включение детей в деятельность: целеполагание и мотивация осуществляется на этапе постановки учебной задачи; прохождение всех необходимых этапов усвоения понятий, что позволяет существенно увеличить прочность знаний. учебные действия детей - на этапе "открытия" нового знания; действия самоконтроля и самооценки - в ходе выполнения самостоятельной работы, которую дети проверяют здесь же в классе. создает благоприятные условия для разноуровневого обучения и практической реализации всех дидактических принципов деятельностного подхода.
Этапы построения урока в деятельностном методе 1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности 2. Актуализация и пробное учебное действие 3. Выявление места и причины затруднения 4. Построение проекта выхода из затруднения 5. Реализация построенного проекта 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 8. Включение в систему знаний и повторение 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Урок математики в 1 классе Тема урока: Волшебные цифры Цели: обобщить знания о цифрах и числах; познакомить с цифрами, с числовыми обозначениями разных народов; составить собственный вариант «волшебных цифр»; закрепить знание состава чисел 2 – 9 ; развивать математическую речь, мыслительные операции, творческие способности, коммуникативные умения.
Ход урока Организационное начало. Актуализация опорных знаний. Знакомство с цифрами разных народов. Проблемная ситуация. Формулирование проблемы, уточнение целей. Поиск решения. Открытие нового. Составление ряда волшебных цифр. Первичное закрепление. Действие с волшебными цифрами. Повторение ранее пройденного материала. Итог.
Историческая справка Знакомство с римскими цифрами Действия с римскими цифрами
Историческая справка Знакомство с арабскими цифрами
Историческая справка Знакомство с алфавитной нумерацией Часы на башнях г.Суздаль «Сказание о князе Михаиле Черниговском и его боярине Феодоре» Титло над буквой
Историческая справка Знакомство с цифрами майа Чичен-Ица Календарь майа
Сравнение цифр Выявление логической последовательности в ряду цифр майа
Проблемная ситуация. Уточнение целей действий. Составление волшебных цифр. Первичное закрепление. Действия с составленными цифрами. Вариант, составленный детьми.
Последовательная реализация деятельностного подхода повышает эффективность образования Об этом свидетельствует: более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области, существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых, возможность дифференцировать обучение без ущерба для усвоения единой структуры теоретических знаний, значительно сокращается время обучения, наблюдается прирост общекультурного и личностного потенциала обучающихся.
КОНЕЦ Подготовила презентацию Толмачева Лариса Алексеевна, учитель начальных классов МОУ лицея 21 г. Тамбова