Единственный путь ведущий к знаниям – это деятельность Формирование универсальных учебных действий через проектную деятельность Составитель учитель немецкого языка МАОУ «СОШ «Комплекс «Гармония» Стельмакова надежда Николаевна
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, достичь поставленные цели. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте – люди, обладающие проектным мышлением и овладевшие навыками проектной деятельности.
Современный образованный человек должен уметь самостоятельно находить необходимую информацию и использовать ее для решения возникающих проблем. Чем больше информации, тем подчас труднее найти именно то, что тебе нужно. Навыки поиска информации и эффективного использования ее для решения проблем лучше осваиваются в ходе проектной деятельности.
Организация проектной деятельности обучающихся в образовательных учреждениях требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач организационно-управленческих, учебно-методических, кадрового обеспечения, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических.
МЕТОД ПРОЕКТОВ Совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной ПРОБЛЕМЫ, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного ПРОДУКТА.
Для чего нужен метод проектов Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению. Научить размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы. Принимать самостоятельные аргументированные решения. Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Умения, необходимые для решения проблем в рамках работы над проектом Понимать проблему (использовать знания и умения для понимания информации, представленной в виде текста, диаграммы, схемы, формулы, таблицы, пр., интегрировать информацию из разных источников); Характеризовать проблему (определять переменные, присутствующие в проблеме и связи между ними, строить гипотезы, критически оценивать информацию); Представлять проблему (разрабатывать форму представления информации, переходить с одной формы представления к другой); Решать проблему (принимать решения в соответствии с условиями поставленной проблемы, проводить анализ системы, ее планирование для достижения цели); Размышлять над решением (исследовать полученное решение и при необходимости искать дополнительную информацию, оценивать решение, пр.) Сообщать решение проблемы (выбирать форму представления полученного результата и излагать его понятно для других людей)
Сущность метода проектов Проблемная ситуация Поиск способов решения (выдвижение гипотез) Поиск способов решения (выдвижение гипотез) ПРОБЛЕМА Исследовательская, поисковая пр. деятельность Исследовательская, поисковая пр. деятельность Оформление результатов Защита проекта Прогнозирование новых проблем Направления деятельности
ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕТОДА ПРОЕКТОВ С ДРУГИМИ МЕТОДАМИ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА Метод проектов Обучение в сотрудничеств е Дискусси и Ролевые игры Мозговая атака Портфель ученика
Совокупность методов, используемых в проектной деятельности Проектная деятельность Исследовательские Поисковые Научный метод Дискуссии, эвристические беседы Дискуссии, эвристические беседы Мозговые атаки Ролевые игры Рефлексивные
Интеллектуальные умения, необходимые при использовании метода проектов Интеллектуальные умения критического мышления Умения предметной области знания Совокупность соответствующи х компетентностей Ключевые компетенци и Коммуникативные умения Поиск информации Осмысление Анализ Синтез Оценка Умения совместной деятельности Умения дискутироват ь, принимать решения Применение
Уровни проблемности Первый уровень соотносится с проблемным изложением учебного материала учителем. Второй уровень означает, что преподаватель создает проблемную ситуацию и вместе с учениками ее разрешает. Третий уровень предполагает, что преподаватель создает проблемную ситуацию, а ученик самостоятельно ее разрешает. Четвертый уровень предполагает полную самостоятельность ученика, который сам находит проблему и сам решает ее, тем самым разрешая возникшую проблемную ситуацию.
Типология проектов Признаки типологизации: Доминирующая в проекте деятельность (исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная) Проекты: практико-ориентированные, информационные, творческие. Предметно-содержательная область Проекты: - монопроект (в рамках одной области знания), межпредметный проект. Характер координации проекта: проект с открытой координацией, проект со скрытой (неявной) координацией. Характер контактов: внутри школьный, региональный, международный. Количество участников проекта: индивидуальные, парные, групповые. Продолжительность проекта: краткосрочные, долгосрочные.
Этапы проведения проекта Представление проблемной ситуации (вербально; с помощью видеоряда; с помощью мультимедийных средств). - Мозговая атака. - Обсуждение. Выдвижение гипотез. - Определение типа проекта. - Организация малых групп сотрудничества, распределение ролей. - Обсуждение в группах стратегии исследования, источников информации, способов оформления результатов. Самостоятельная исследовательская, поисковая работа учащихся в соответствии со своим заданием. Промежуточные обсуждения, дискуссии, сбор и обработка данных. Оформление результатов проектной деятельности. Защита проекта, оппонирование, дискуссия. Выдвижение, прогнозирование новых проблем, вытекающих из полученных результатов. Самооценка, внешняя оценка.
Виды проектной деятельности Проектная деятельность На уроке Во внеурочной деятельности Общешкольный проект Телекоммуникационный проект
Важность и актуальность темы Адресность проекта Творчество, оригинальность Связность проекта, композиционная целостность Качество сценария Лаконичность изложения Адекватность изучаемой тематике Аккуратность формирования содержания Значимость для образования
Планируемые результаты в формировании УУД Личностные УУД: Освоение личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршрута. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «настоящий друг», «мир», «справедливость», «желание понимать друг друга».
Планируемые результаты в формировании УУД Регулятивные УУД: Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать. Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.
Планируемые результаты в формировании УУД Познавательные УУД: Определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет). Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.
Планируемые результаты в формировании УУД Коммуникативные УУД: Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Понимать точку зрения другого. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений.