Проверяемые требования (умения) Уметь решать уравнения и неравенства Прототипов заданий В Умения по КТ Решать рациональные, иррациональные, показательные, тригонометрические и логарифмические уравнения, их системы
Содержание задания В3 по КЭС Уравнения и неравенства 2.1 Уравнения Квадратные уравнения Рациональные уравнения Иррациональные уравнения Тригонометрические уравнения Показательные уравнения Логарифмические уравнения Равносильность уравнений, систем уравнений Простейшие системы уравнений с двумя неизвестными Основные приемы решения систем уравнений: подстановка, алгебраическое сложение, введение новых переменных Использование свойств и графиков функций при решении уравнений Изображение на координатной плоскости множества решений уравнений с двумя переменными и их систем Применение математических методов для решения содержательных задач из различных областей науки и практики. Интерпретация результата, учет реальных ограничений 2.2 Неравенства Квадратные неравенства Рациональные неравенства Показательные неравенства Логарифмические неравенства Системы линейных неравенств Системы неравенств с одной переменной Равносильность неравенств, систем неравенств Использование свойств и графиков функций при решении неравенств Метод интервалов Изображение на координатной плоскости множества решений неравенств с двумя переменными и их систем
В Задании B3 ученик должен продемонстрировать умение решать рациональные, иррациональные, показательные, тригонометрические и логарифмические уравнения и их системы. Задание B3 сводится в одно действие к линейному или квадратному уравнению и далее ученик использует навыки решения уравнений и неравенств. Памятка ученику
Логарифмы Логарифм числа b по основанию a (log a b) определяется как показатель степени, в которую надо возвести число a, чтобы получить число b (Логарифм существует только у положительных чисел). Обозначение: log a b. log a b = x, a x = b. Логарифм числа b по основанию a - log a b (a > 0, a 1, b > 0) Десятичный логарифм - lg b (Логарифм по основанию 10, а = 10). Натуральный логарифм - ln b (Логарифм по основанию e, а = e).
Свойства логарифмов 1 Основное логарифмическое тождество - a log a b = b; 2 log a 1 = 0; 3 log a a = 1; 4 log a (bc) = log a b + log a c; 5 log a (b/c) = log a b - log a c; 6 log a (1/c) = log a 1 - log a c = - log a c; 7 log a (b c ) = c log a b; 8 log (a c ) b = (1/c) log a b; 9 Формула перехода к новому основанию - log a b = (log c b)/(log c a); 10 log a b = 1/log b a;
Степень Свойства степеней: a 1 = а, a 0 = 1 (a 0), a -n = 1/a n. 1° a m a n = a m+n ; 2° a m /a n = a m-n ; 3° (ab) n = a n b n ; 4° (a m ) n = a mn ; 5° (a/b) n = a n /b n.
Основные свойства корней:
Прототип задания B3 ( 26646) Найдите корень уравнения. Решение По определению логарифма: 4-x=2 7 4-x=128 x=132 Ответ: x = 132. По определению логарифма: 4-x=2 7 4-x=128 x=132 Ответ: x = 132.
Задания для самостоятельного решения Проверка Ответ: 1)21 2)2 3)-12 Ответ: 1)21 2)2 3)-12 Найдите корень уравнения: 1) 2) 3)
Прототип задания B3 ( 26650) Решение Представим 1/125 в виде степени с основанием 5. Если степени с одинаковыми основаниями равны, значит равны их показатели х-7=-3 х=4 Ответ:4 Представим 1/125 в виде степени с основанием 5. Если степени с одинаковыми основаниями равны, значит равны их показатели х-7=-3 х=4 Ответ:4 Найдите корень уравнения:
Задания для самостоятельного решения Проверка Ответ: 1)10 2)4 3)3 4)0,5 Ответ: 1)10 2)4 3)3 4)0,
Прототип задания B3 (26656) Найдите корень уравнения: Возведем обе части уравнения в квадрат. Решим линейное уравнение: 15-2х=9 -2х=-6 х=3 Ответ:3 Возведем обе части уравнения в квадрат. Решим линейное уравнение: 15-2х=9 -2х=-6 х=3 Ответ:3 Решение
Задания для самостоятельного решения Проверка Ответ: 1) 6 2)12 3)6 4)2 5)7 6)3 Ответ: 1) 6 2)12 3)6 4)2 5)7 6)3 1) 2) 3) 4) 5) 6)
Прототип задания B3 ( 26657): Найдите корень уравнения:. Если логарифмы с одинаковыми основаниями равны, значит равны выражения, стоящие под знаком логарифма : х+3=4х-15 -3х=-18 х=6 Ответ:6 Если логарифмы с одинаковыми основаниями равны, значит равны выражения, стоящие под знаком логарифма : х+3=4х-15 -3х=-18 х=6 Ответ:6 Решение
Задания для самостоятельного решения..... Проверка Ответ: 1)5 2)3 3)4 4)26 5)3 Ответ: 1)5 2)3 3)4 4)26 5)3 1) 2) 3) 4) 5)
Прототип задания B3 ( 26659) Найдите корень уравнения Решение Чтобы опустить логарифмы, нам мешает 2,поэтому 3 возводим во вторую степень и опускаем логарифмы: 5-х=9 -х=4 х=-4 Ответ:-4 Чтобы опустить логарифмы, нам мешает 2,поэтому 3 возводим во вторую степень и опускаем логарифмы: 5-х=9 -х=4 х=-4 Ответ:-4
Задания для самостоятельного решения..... Проверка Ответ: 1)3 2)-11 3)-7 4)-6 5)2 Ответ: 1)3 2)-11 3)-7 4)-6 5)2 1) 2) 3) 4) 5)
Прототип задания B3 ( 26660) Найдите корень уравнения. Решение Обе части уравнения возводим в квадрат. 4х-54=496 4х-54=294 4х=348 х=87 Ответ:87 Обе части уравнения возводим в квадрат. 4х-54=496 4х-54=294 4х=348 х=87 Ответ:87
Задания для самостоятельного решения Ответ: 1)31 2)9 3)137 4)21 5)607 Ответ: 1)31 2)9 3)137 4)21 5)607 Проверка 1) 2) 3) 4) 5)
Прототип задания B3 ( 26662) Найдите корень уравнения: Решение Ответ:13
Задания для самостоятельного решения Проверка Ответ: 1)-21 2)10 3)8 4)-24 5)-26 Ответ: 1)-21 2)10 3)8 4)-24 5)
Прототип задания B3 ( 26664) Найдите корень уравнения: Решение х-119=-5(х+7) х-119=-5х-35 6х=84 х=14 Ответ:14 х-119=-5(х+7) х-119=-5х-35 6х=84 х=14 Ответ:14
Задания для самостоятельного решения Проверка Ответ: 1)12 2)14 3)-15 4)5 5)8 Ответ: 1)12 2)14 3)-15 4)5 5)
Прототип задания B3 ( 26665) Найдите корень уравнения: Решение х 2 -2x=6x-15 х 2 -8x+15=0 x=5 x=3 Нам нужен набольший корень Ответ:5 х 2 -2x=6x-15 х 2 -8x+15=0 x=5 x=3 Нам нужен набольший корень Ответ:5 Если уравнение имеет более одного корня, в ответе укажите больший из них.
Задания для самостоятельного решения Если уравнение имеет более одного корня, в ответе укажите больший из них. Проверка Ответ: 1)5 2)8 3)-3 4)2 5)4 Ответ: 1)5 2)8 3)-3 4)2 5)
Список рекомендуемой литературы Математика: тематическое планирование уроков подготовки к экзамену / Белошистая.В. А. –М: Издательство «Экзамен», – 478 (2) с. (Серия «ЕГЭ Поурочное планирование») Математика: самостоятельная подготовка к ЕГЭ / Л.Д. Лаппо, М.А. Попов. – 3-е изд., перераб. И дополн. - М.: Издательство «Экзамен», – 381, (3) с. (Серия «ЕГЭ. Интенсив») ЕГЭ Математика: Сборник экзаменационных заданий / Авт.-сост. Л.О.Денищева, А.Р.Рязановский, П.В.Семенов, И.Н.Сергеев. -М.:Эксмо, с. – (Федеральный банк экзаменационных материалов) Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010: Математика / авт.- сост. И.Р.Высоцкий, Д.Д.Гущин, П.И.Захаров и др.; под ред. А.Л.Семенова, И.В.Ященко. – М.:АСТ:Астрель, – 93, (3)с. – (Федеральный институт педагогических измерений) Математика. Решение задач группы В / Ю.А.Глазков, И.А.Варшавский, М.Я. Гаиашвилли. – М.: Издательство «Экзамен», – 382 (2) с. (Серия «ЕГЭ. 100 баллов») ЕГЭ. Математика. Задания типа С /И.Н.Сергеев. – М.: Издательство «Экзамен», _318 (2) с. (Серия «ЕГЭ. 100 баллов») Единый государственный экзамен Математика. Универсальные материалы для подготовки учащихся /ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, – 272 с. Авторы-составители: Денищева Л.О., Глазков Ю.А., Краснянская К.А., Рязановский А.Р., Семенов П.В. Математика: тренировочные тематические задания повышенной сложности с ответами для подготовки к ЕГЭ и к другим формам выпускного и вступительного экзаменов /сост Г.И.Ковалева, Т.И.Бузулина, О.Л.Безрукова, Ю.А. Розка. _ Волгоград: Учитель, 20089, с. М.Б.мельникова и др. Геометрия: Дидакт. Материалы для 7-9 кл.: Учеб. Пособие / М.: Мнемозина, – 272 с.: ил.
Адреса сайтов в сети Интернет – Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ). Особенно обратите внимание на раздел «Открытый сегмент ФБТЗ» – это система для подготовки к ЕГЭ - в режиме on-line. Вы можете отвечать на вопросы банка заданий ЕГЭ по различным предметам, а так же по выбранной теме. -Открытый банк задач ЕГЭ по математике. Главная задача открытого банка заданий ЕГЭ по математике дать представление о том, какие задания будут в вариантах Единого государственного экзамена по математике в 2010 году, и помочь выпускникам сориентироваться при подготовке к экзамену. Здесь же можно найти все пробные ЕГЭ по математике, которые уже прошли. банк задач ЕГЭ по математике - математика: видеоуроки, решение задач ЕГЭ очень увлекательная и эффективная подготовка к ЕГЭ по математике. Зарегистрируйтесь и попытайтесь попасть в 30-ку лучших! uztest.ru бесплатные материалы для подготовки к ЕГЭ (и не только к ЕГЭ) по математике: интерактивные тематические тренажеры, возможность записи на бесплатные on-line курсы по подготовке к ЕГЭ.uztest.ru – официальный информационный портал единого государственного экзамена. On-line видеолекции "Консультации по ЕГЭ" по всем предметам. Ролики категории ЕГЭ. Лекции по математике - материалы для подготовки к ЕГЭ по математике (сайт Ларина Александра Александровича) сообщество, оказывающее помощь в решении задач по математике, здесь же можно скачать много полезных книг по математике, в том числе для подготовки к ЕГЭ ЕГЭ портал, всё последнее к ЕГЭ. Вся информация о егэ. ЕГЭ портал, всё последнее к ЕГЭ. Вся информация о егэ. ЕГЭ 2010.