ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ Похилько Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории МКУ СОШ 12 г. Нижнеудинск
Общеучебные умения и навыки - это такие умения и навыки, которым соответствуют действия, формируемые в процессе обучения многим предметам, и которые становятся операциями для выполнения действий, используемых во многих предметах и в повседневной жизни.
Ю.К. Бабанский, уделивший много внимания в своих работах рациональной организации учебного процесса, разделяет общеучебные умения на три группы: 1. Учебно-организационные (умения применять и намечать задачи деятельности, рационально планировать свою деятельность, создавать благоприятные условия деятельности) 2. Учебно-информационные (умения работать с книгой и другими источниками информации, осуществлять библиографический поиск, наблюдение) 3. Учебно-интеллектуальные (умение мотивировать свою деятельность, внимательно воспринимать информацию, рационально запоминать информацию, логически осмыслять учебный материал, решать проблемные задачи, осуществлять самоконтроль учебно- познавательной деятельности)
Методы обучения – это совокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия обучающихся и учителя в процессе обучения. Методы обучения можно подразделить на три обобщенные группы: 1)пассивные методы; 2) активные методы; 3) интерактивные методы
Классификация методов обучения (по Бабанскому Ю.К.) пп Основные группы методов обучения Основные подгруппы методов обучения Отдельные методы обучения 1.Методы стимулировани я и мотивации учения 1.1. Методы формирования интереса к учению 1.2. Методы формирования долга и ответственности в учении Познавательные игры, учебные дискуссии, методы эмоционального стимулирования и др. Методы учебного поощрения, порицания, предъявления учебных требований и др.
2.Методы организации и осуществления учебных действий и операций 2.1. Перцептивные методы (передачи и восприятия учебной информации посредством чувств): словесные методы наглядные методы аудиовизуальные методы практические методы 2.2. Логические методы (организация и осуществление логических операций) 2.3. Гностические методы (организация и осуществление мыслительных операций) 2.4. Методы самоуправления учебными действиями Лекция, рассказ, беседа и др. Методы иллюстраций, демонстраций, кинопоказа и др. Сочетание словесных и наглядных методов: методы упражнений, проведение опытов, выполнение трудовых заданий и др. Индуктивные, дедуктивные, метод аналогий и др. Проблемно-поисковые (проблемное изложение, эвристический метод, исследовательский метод и др.), репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение, практическая тренировка и др.). Самостоятельная работа с книгой, с приборами, объектами труда и др.
3.Методы контроля и самоконтроля Методы контроляМетоды устного контроля, письменного контроля, лабораторного контроля, машинного контроля. Методы самоконтроля.
Г.С. Альтшуллер говорил : «Кем бы вы не стали в жизни, вам всегда будут нужны знания, умения, навыки, память, сообразительность, настойчивость и аккуратность, наблюдательность, фантазия, воображение, внимательность, терпение, умение логически мыслить, анализировать, сопоставлять и обобщать»