Урок с позиций системно- деятельностного подхода Урок с позиций системно- деятельностного подхода
а) Как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение? б) Какой учебный материал подобрать и какой дидактической обработке его подвергнуть? в) Какие методы и средства обучения выбрать? г) Как организовать собственную деятельность и деятельность учеников? д) Как сделать, чтобы взаимодействие всех компонентов привело к достижению цели?
Сравнительные характеристики традиционной и инновационной систем обучения ФГОС 1.Цели и задачи формирует сам ученик. 2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие 3.На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки 4.Учитель оценивает реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи 5.Учитель планирует коммуникативные задачи урока. Традиционная система 1.Цели урока задаются только учителем. 2.Учитель не обучает детей рефлексии, сам не реализует рефлексивную функцию в обучении 3.Контроль и оценку осуществляет сам учитель 4.В оценке знаний ученика не учитываются минимальные индивидуальные продвижения, нет поощрений. 5.Коммуникативные ситуации специально не планируются, возникают и реализуются стихийно
Типология уроков Урок постановки учебной задачи. Урок решения учебной задачи. Урок моделирования и преобразования модели. Урок решения частных задач с применением открытого способа. Урок контроля и оценки. Уроки «открытия» нового знания. Уроки рефлексии. Уроки общеметодологической направленности. Уроки развивающего контроля.
Структура урока («открытия» нового знания) Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности; Этап актуализации и пробного учебного действия; Этап выявления места и причины затруднения; Этап построения проекта выхода из затруднения; Этап реализации построенного проекта; Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи; Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону; Этап включения в систему знаний и повторения; Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Памятка по подготовке урока Определить, какое новое знание должно быть «открыто» на данном уроке а) понятие ( существительное, главные члены предложения) б) правило (Н и НН в причастии; О, Ё после шипящих) в) алгоритм (синтаксический анализ предложения, фонетический разбор) г) закономерность (знаки препинания в конце предложения)
2. Продумать ситуацию для постановки проблемы урока а) с затруднениями (установить разрыв между знанием и незнанием) б) с удивлением (слова БЕГ и ХОДЬБА) Слово называет действие, но отвечает на вопросы им.сущ. СОПОСТАВЛЕНИЕ ДВУХ ФАКТОВ, ПРОТИВОРЕЧАЩИХ ДРУГ ДРУГУ ВЫЗЫВАЕТ УДИВЛЕНИЕ И ПОМОГАЕТ СФОРМУЛИРОВАТЬ ПРОБЛЕМУ: ЧТО НУЖНО ЕЩЕ ЗНАТЬ И УМЕТЬ, ЧТОБЫ ПРАВИЛЬНО ОПРЕДЕЛЯТЬ ЧАСТЬ РЕЧИ
3. Спланировать этапы урока (по необходимости) а) выдвижение версий ( чередование гласных) Дети предлагают разные версии выбора буквы. Прорабатываются все предложенные способы, и выбирается наиболее удобный или универсальный способ решения; б) проведение актуализации (МОЗГОВОЙ ШТУРМ ИЛИ ВЫПОЛНЕНИЕ РЯДА ЗАДАНИЙ ПО ИЗУЧЕННОМУ МАТЕРИАЛУ); в) составление плана (что необходимо сделать, чтобы решить обозначенную проблему)
4. Спроектировать поиск решения проблемы учениками (открытие нового знания учениками) а) сформулировать свой вывод по проблеме (правило, алгоритм, описание закономерностей, понятие) б) Выбрать источники получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы. в) Построить диалог по поиску решения проблемы
Что делает? ца Им. сущ.глагол ца Что делать? ТЬСЯ ТСЯ г) Составить примерный опорный сигнал
5.Запланировать выражение решения проблемы. Как мы решили поставленную проблему? 6.Выбрать задания для применения нового знания.
7. Продумать рефлексию учебной деятельности на уроке (итог). НАШ УРОК ПОДОШЁЛ К КОНЦУ, И Я ХОЧУ СКАЗАТЬ... -МНЕ БОЛЬШЕ ВСЕГО УДАЛОСЬ... -ЗА ЧТО Я МОГУ СЕБЯ ПОХВАЛИТЬ? -ЗА ЧТО Я МОГУ ПОХВАЛИТЬ ОДНОКЛАССНИКОВ? -ЧТО ПРИОБРЁЛ? -ЧТО МЕНЯ УДИВИЛО? - ДЛЯ МЕНЯ БЫЛО ОТКРЫТИЕМ ТО, ЧТО... - ЧТО, НА МОЙ ВЗГЛЯД, НЕ УДАЛОСЬ? ПОЧЕМУ? ЧТО УЧЕСТЬ НА БУДУЩЕЕ?