Формирование общеучебных умений и навыков у обучающихся по литературе МКУ СОШ 12 Учитель русского языка и литературы Булавина Л.А г
1.Использование активных форм обучения, которые предполагают самообразование и самопознание учащихся под руководством учителя. 2.Практическая направленность на выработку речевых навыков, соблюдение за речью, рецензирование по схеме-плану. т.е. на каждом уроке идет развитие у учащихся грамотной речи. 3.Обучение аргументации и толерантному ведению спора как основа обучения в средних и старших классах. Всякий спор на уроке мы с детьми ведем с позиции терпимости и уважения к своему собеседнику. 4.Переход от репродуктивных к продуктивным приемам изучения литературы в процессе самостоятельной деятельности учащихся. 5.На первых уроках повторения провожу входную диагностику не только учебного материала, но и выявляю уровень сформированности общеучебных умений. 6.Информатизация процесса обучения; опора на мультимедиа презентации (создаются учителем и учащимися, развивают общеучебные навыки, позволяют стимулировать интерес и желание работать на протяжении всего урока), использование ресурсов сети Интернет. 7.При составлении учебных заданий на уроки стараюсь реализовать приоритет самостоятельности учащихся в усвоении содержания, опору на жизненный опыт и формирование приемов умственной деятельности.
Тема урока М.М.Пришвин «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Тип урока урок анализа эпического произведения Цели: 1) научить раскрывать характеры героев через их поступки, видеть отношение автора; излагать свою точку зрения, убедительно ее доказывать; 2) развивать умение анализировать текст, мотивировать свои суждения. 3) воспитывать культуру речевого общения, любовь к родному слову, родной природе;
Герои Настя Митраша Положительное в характере Отрицательное в характере Общее в характере 1.Оргмомент 2.Проверка домашнего задания. Учащиеся рассказывают по таблице, составленной дома о героях произведения. (На слайде – иллюстрации с изображениями героев) 3.Целеполагание. Кто прав в этом споре? На чьей стороне автор?. Поставьте для себя цель урока. Чему вы хотите научиться, что выяснить, что узнать? 4.Дискуссия. Конфликт героев.Предлагаю вам разобраться в случившемся, внимательно проследив за мыслью рассказчика. Проследим за героями с самого начала их пути.
5. Работа в группах. Дифференциация на этом этапе работе связана с интересами учащихся, уровнем развития речи и навыков исследования, умением выделять авторскую позицию, применять знания по теории литературы при анализе произведения. В группах идёт оценка деятельности каждого. 1 группа (Уровень деятельности группы поисковый) 1)Проследить путь Насти и Митраши по Блудову болоту и составить карту. Как автор описывает Блудово болото? Какой смысл вкладывает он в слова «кладовая солнца»? 2 группа (Уровень деятельности группы репродуктивный) 1) Приготовиться к выразительному чтению отрывков «Ель и сосна» и «Тетерев-Косач». Какое впечатление производят эти картины природы? Как ведут себя дети в лесу?3 группа (Уровень деятельности группы частично-поисковый с обобщениями) Перечитайте эпизод «Спор детей о дороге». Разыграть спор между Настей и Митрашей. Как ведёт себя каждый из них? Как природа помогает понять настроение спорящих? 4 группа (Уровень деятельности группы частично-поисковый с обобщениями) Вслед за Митрашей. Как ведёт себя Митраша, оставшись один? Объясните «загадочные» слова мудрого лесника Антипыча («Ходите вы, ребята, одетые и обутые. Ходили бы голенькие и разутые» - гл.8) 5 группа (Уровень деятельности группы частично-поисковый с обобщениями) Вслед за Настей. Почему Настя забыла о брате? Какая природа окружает её? Над чем заставляет нас задуматься Пришвин, изображая «путь» Насти? Отчёты о деятельности групп.
Домашнее задание. 1) Написать сочинение-миниатюру на тему: Что я узнал о жизни, прочитав «Кладовую солнца»? Какие мысли навеяло мне произведение «Кладовая солнца»? (Тему миниатюры ребята выбирают по желанию). 2) Индивидуальное задание: Сказка и быль в произведении Пришвина (исследуя текст, выявить элементы сказки и были)
Домашнее задание. 1) Написать сочинение-миниатюру на тему: Что я узнал о жизни, прочитав «Кладовую солнца»? Какие мысли навеяло мне произведение «Кладовая солнца»? (Тему миниатюры ребята выбирают по желанию). 2) Индивидуальное задание: Сказка и быль в произведении Пришвина (исследуя текст, выявить элементы сказки и были)
Правила ведения спора 1. Хорошо продумывай свою будущую речь. «Сперва подумай, а потом скажи!» (В.Даль) 2. Высказывая своё мнение, строй ответ просто, чётко, ясно и доказательно. Помни, что лучшим доказательством или способом опровержения являются точные и бесспорные факты. Если доказана ошибочность вашего мнения, имейте мужество признать правоту своего «противника». « Много говорить и много сказать не есть одно и то же». (Софокл) 3. Будьте тактичны в разговоре, следите за интонацией. «Доказывая своё мнение и опровергая другие, если они ошибочны, будь сдержан как в словах, так и в выражениях». (Ф.Честерфилд) 4. Умейте выслушать другого, уяснить его позицию, уважайте мнение товарищей, не прерывайте выступающего. «Существует только один способ стать хорошим собеседником – уметь слушать». (К.Морли) 5. Избегайте поспешных выводов, старайтесь понять точку зрения собеседника и ход его мыслей до конца.
Литературная встреча по творчеству Гоголя «Ночь перед Рождеством» Цели: 1.Создать условия для углубления и закрепления знаний содержания повести 2.Развивать познавательный интерес к литературе, индивидуальные творческие способности, фантазию, создать положительный настрой, формировать умений слушать и общаться 3.Воспитывать любовь и интерес к русской литературе Этапы урока: 1 Конкурс «Театралы» 2.Брейн-ринг 3.Словарик 4.Конкурс капитанов 5. «Узнай литературный приём» 6.Знатоки украинской кухни 7.Подведение итогов
Спасибо за внимание!