Введение Настоящая Концепция разработана в соответствии с государственным общеобязательным образовательным стандартом – 2006г, типовыми учебными планами. Концепция определяет место элективных курсов в учебном плане и учебном процессе, порядок организации и проведения элективных курсов для формирования индивидуальных образовательных траекторий.
Определение Элективные курсы – относительно новый вид обучения студентов в медицинских вузах, определенный действующим в настоящее время ГОСО- 2006г. по додипломному высшему медицинскому образованию. Элективный курс является составляющей Государственного образовательного стандарта по каждому направлению подготовки (специальности). Объем часов избранных элективных курсов должен соответствовать компоненту по выбору Государственного образовательного стандарта и базовому учебному плану по специальности.
Цель элективных курсов: Формирование углубленных знаний по отдельным дисциплинам, блокам дисциплин или дисциплинам специализаций с элементами профилизации, расширения медицинской направленности студентов по выбранной ими образовательной траектории для дальнейшей профессиональной деятельности в соответствии с компетенциями выпускника.
ЗАДАЧИ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ: повышение уровня индивидуализации обучения и социализации личности; подготовка к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности; содействие развитию у студентов отношения к себе как к субъекту профессионального образования и профессионального труда; выработка у обучающихся умений и способов деятельности, направленных на решение практических задач; создание условий для самообразования, формирования у студентов умений и навыков самостоятельной работы и самоконтроля своих достижений; адаптация государственного стандарта и учебных программ к современным требованиям науки и практики.
Требования к программам элективных курсов: основываться на учебном материале, которые студенты уже освоили на кафедре или родственных дисциплинах, т.е. должны иметь пререквизиты. носить не только познавательный характер в пределах изучаемой отдельной дисциплины, но и активизировать профессиональный интерес, т.е. иметь постреквизиты. учитывать приоритеты студентов, интересующихся отдельными дисциплинами; знакомить с методами научных исследований, применяемых в науках, которые интересуют студентов; опираться на учебную программу, но не дублировать ее, а дополнять и способствовать формированию исследовательских умений; нацеливать на подготовку к государственной (итоговой) аттестации.
Программы элективных курсов должны отражать: новизну и актуальность содержания курса; способы мотивации студентов к изучению содержания учебного курса; формы и методы обучения; цели и задачи учебного курса; активные и интерактивные способы деятельности студентов в процессе изучения содержания курса; способы дифференциации и индивидуализации обучения; обоснованные нормы времени на изучение материалов курса.
Эффективность преподавания элективного курса может быть подтверждена: анализом уровня образованности студентов по дисциплинам, связанным с элективами; количественным анализом проектной деятельности студентов, количеством проведенных исследовательских работ на элективном курсе; проведением анкетирования студентов, целью которого является исследование уровня удовлетворенности элективными занятиями; результатами участия студентов в олимпиадах, конференциях, конкурсах и других мероприятиях.
Декан совместно с ЦМК выносит решение о создании элективных курсов Кафедра на методическом совещании утверждает список тем, предназначенных для элективных курсов. Кафедра представляет программу по элективным курсам (выписка из заседания кафедры) и утверждает на профильном ЦМК Кафедра представляет программу по элективному курсу (выписка из ЦМК) и утверждает на МС университета. МС университета определяет перечень элективных курсов с учетом образовательных траекторий, проводит отбор и включает в вузовский каталог элективов. АЛГОРИТМ ОРГАНИЗАЦИИ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ
ЭДВАЙЗЕР (Advisor) преподаватель выпускающей кафедры, оказывающий содействие обучающемуся соответствующей специальности в выборе траектории его обучения
Эдвайзер ЦМК по профилю Профориентационная ( с 1 курса); информационная работа (цель электива, формы проведения и т.д.) Ранжирование элективов по курсам, по направлениям специальностей; запись студентов на определенный электив Формирование пакета элективных дисциплин, согласно образовательным траекториям, в конце бакалавра - представить образовательную траекторию студента по профориентационной его подготовленности и возможности перехода в соответствующее направление интернатуры Методический совет университета
Ожидаемый результат: Студент за пять лет бакалавра должен собрать портфолио, в соответствии с профессиональными компетенциями, а также иметь приоритетный пакет дисциплин для определенной специализации интернатуры, магистратуры и резидентуры. Возможность быстро реагировать на потребности рынка труда, вуза. Развитию академической мобильности студентов. Выполнению принципа ГОСО -2006г. – гибкость учебных программ.
Заключение: Реализация данной концепции будет способствовать развитию медицинского образования в КазНМУ в соответствии с ГОСО г, разработке и внедрению инновационных технологий образовательного процесса, а также повышению рейтинга казахстанского образования, в частности КазНМУ, подготовке на основе компетентностного подхода высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов, соответствующие европейским стандартам.
БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ!