Опасные привычки
Результаты национального школьного исследования по алкоголю и наркотикам (УКНП ООН, 2006) 1. Масштабы исследования: 4992 школьника в 197 классах 78 школах городов Шымкент, Астана, Алматы, Павлодар, Караганда, Костанай 2. Данные по табаку: 14% школьников систематическим курят (табачная зависимость) 3. Данные по употреблению алкоголя: 12,1% школьников систематически употребляют алкоголь; 3,4% из них были в состоянии алкогольного опьянения 40 раз и более (соотношение мальчиков/девочек – 4:1) 4. Данные по употреблению наркотиков: - 4,8% школьников 1 или 2 раза пробовали наркотики (чаще – марихуана, гашиш); - 1,2% систематически (40 раз и более) употребляли наркотики – в основном гашиш, марихуану, в основном – мальчики; - 0,1% употребляли героин инъекционным путем
5. Первые пробы табака и пива у школьников происходят чаще в 11 лет, вина в 12 лет, крепких напитков – лет (у девочек на 3-4 года позже мальчиков) 6. Первые пробы наркотиков (чаще – марихуаны и гашиша) происходят в лет, экстази – в 14 лет 7. 13,9% школьников имеют увлечение игральными автоматами 8. От 40% до 65% школьников верят, что употребление наркотиков и алкоголя приносит существенный вред здоровью
Распространенность случаев потребление табака
Распространенность случаев потребление алкоголя
Распространенность случаев потребление наркотиков
Блок биологических факторов риска Наследственность Наследственность Нарушения развития Нарушения развития Эмоциональные нарушения Эмоциональные нарушения Поведенческие нарушения Поведенческие нарушения Гиперактивность Гиперактивность Психическое здоровье Психическое здоровье
Социальные факторы риска Характеристика семейной системы Характеристика семейной системы Стили взаимодействия Стили взаимодействия Поведенческие реакции Поведенческие реакции Адаптивные способности Адаптивные способности
Психогигиенические навыки (теория социального научения и теория отклоняющегося поведения у подростков) умение критически мыслить и принимать ответственные решения, умение критически мыслить и принимать ответственные решения, эффективно общаться и взаимодействовать с окружающими, эффективно общаться и взаимодействовать с окружающими, преодолевать состояния стресса, преодолевать состояния стресса, управлять своими эмоциями, управлять своими эмоциями, избегать неоправданного риска, избегать неоправданного риска, сопротивляться давлению извне и др. сопротивляться давлению извне и др.
Методология формирования психогигиенических навыков обучение в условиях диалогического общения взаимодействия ребенка с другими детьми и взрослыми
Методика обучения психогигиеническим навыкам предоставление детям информации, предоставление детям информации, развитие навыков ее использования, развитие навыков ее использования, отработка психогигиенических навыков в практике общения на уроке, отработка психогигиенических навыков в практике общения на уроке, их применение в повседневной жизни их применение в повседневной жизни