Психолого-медико-педагогический консилиум в организации образования
Задачи консилиума -обследование детей, поступающих в дошкольную организацию и школу, с целью определения их готовности к обучению и воспитанию; -своевременное выявление детей дошкольного и школьного возрастов, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном и эмоциональном развитии;
- определение уровня и особенностей развития познавательной деятельности (речи, памяти, внимания, работоспособности и других психических функций); - выбор оптимальной для развития ребенка учебной программы, разработка рекомендаций участникам учебно-воспитательного процесса; - при положительной динамике и компенсации недостатков в развитии детей определение возможностей обучения и воспитания по основным образовательным или другим программам организации
Структура и организация 1. Консилиум создается в общеобразовательной дошкольной, школьной и специальной (коррекционной) организации образования приказом руководителя организации. 2. В состав консилиума входят: заместитель руководителя (завуч по учебно-воспитательной работе или методист детского сада (председатель),учителя, воспитатели, учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог,врачи и секретарь консилиума, выбираемый из его состава.
3. Решение об обсуждении детей и подростков на заседании консилиума осуществляется как по инициативе родителей (законных представителей), так и по инициативе педагога класса (группы). 4. Для обследования на заседании консилиума представляются следующие документы: - педагогическое представление на ребенка, в том числе «Оценка особенностей развития ребенка», в котором должны быть отражены проблемы, возникающие у педагогов, работающих с ребенком; - заключения специалистов; - данные о результатах коррекционного обучения и воспитания; - письменные работы по родному (русскому) языку, математике, рисунки и другие виды самостоятельной деятельности ребенка.
5. Консилиум проводится в форме совместного обсуждения проблем ребенка и путей их разрешения специалистами различного профиля. 6. По результатам заседания консилиума коллегиально составляется заключение и рекомендации об образовательном и воспитательном маршруте ребенка с учетом его индивидуальных возможностей и особенностей. 7. В сложных ситуациях, конфликтных моментах он направляется на городскую ПМПК.
8. При направлении ребенка в ПМПК на консультацию из организации образования обязательно передается заключение консилиума, к которому прилагаются все документы. 9. В случае вывода ребенка в другую образовательную систему оформляется выписка из заключения консилиума..
Личное дело учащегося 10. Каждый ребенок, прошедший заседание консилиума, регистрируется в журнале записи и учета детей; на него заводится личное дело, в котором содержится следующая документация: -общие сведения о ребенке; -педагогическое представление на ребенка, в том числе «Оценка особенностей развития ребенка»; - заключения специалистов: психолога, логопеда, дефектолога (сурдопедагога, тифлопедагога, олигофренопедагога), социального педагога, врача; - данные о результатах коррекционного обучения и воспитания (в случае его проведения).
11. На первом заседании консилиума составляется график проведения консилиума со списком детей, нуждающихся в динамическом наблюдении и прохождения через консилиум. 12. Секретарь консилиума ведет журнал записи и учета детей, сбор общих сведений о ребенке. 13. Архив консилиума состоит из личных дел детей, выведенных из системы коррекционно- развивающего обучения и воспитания организации образования в другие образовательные системы.
14. Архив должен храниться в течение 10 лет в специально оборудованном месте и выдаться только членам консилиума. 15. Председатель и специалисты, участвующие в работе консилиума, несут ответственность за конфиденциальность информации о детях, проходивших обследование.
Порядок подготовки консилиума: 1.Заседание консилиума подразделяется на плановое и внеплановое. Плановое заседание консилиума проводится не реже одного раза в полугодие для каждого ученика, нуждающегося в прохождении консилиума в соответствии с графиком обследования класса (группы).
2. Первое заседание консилиума проводится в первой четверти с целью определения индивидуального образовательного маршрута, второе - в конце третьей четверти с целью отслеживания результатов намеченной ранее коррекционно- развивающей работы и решения вопросов дальнейшего обучения и воспитания. 3. Внеплановое заседание консилиума собирается по запросам специалистов.
4. Задачи внепланового заседания консилиума: - решение вопроса о принятии каких-либо экстренных мер по выявленным обстоятельствам; - направление в ПМПК для изменения ранее проводимой коррекционно-развивающей программы в случае ее неэффективности.
Порядок проведения заседания консилиума: 1.Заседание консилиума проводится под руководством председателя, в его отсутствие - заместителя председателя консилиума. 2. На заседании консилиума основной педагог и другие специалисты докладывают свое заключение по ребенку.
3. Оформляется протокол консилиума, в котором должны быть отражены выступления специалистов, участвующих в работе консилиума и на основе этого составляется заключение. 4. При проведении повторного консилиума педагог и специалисты, проводившие коррекционно- развивающую работу с ребенком в соответствии с ранее составленной на заседании консилиума программой, докладывают о ее результатах. 5. Рекомендации по проведению дальнейшей коррекционно-развивающей работы, утвержденные на заседании консилиума, являются обязательными для всех специалистов, работающих с ребенком.