Георги Георгиев Консультант по дополнительному пенсионному обеспечению в Ти Бй Ай Ейч Киев, Украина октября 2003 ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ В ДОБРОВОЛЬНОМ ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ В БОЛГАРИИ НА ПЕРВОНАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ
Возникновение добровольного пенсионного обеспечения в Болгарии Добровольное пенсионное обеспечение в Болгарии возникло в 1994 году. В соответствии с Коммерческим законом зарегистрированы первые в стране как акционерные компании, так и компании, имеющие пенсионные фонды, Предметом деятельности этих компаний является добровольное пенсионное обеспечение, которое включает: Аккумулирование взносов в добровольный пенсионный фонд; Управление накопленными средствами добровольного пенсионного фонда; Выплату пенсий добровольным пенсионным фондом.
ЭТАПЫ В РАЗВИТИИ ДОБРОВОЛЬНОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В БОЛГАРИИ Этапы в развитии добровольного пенсионного обеспечения: І этап: От 1994-го года до конца 1999-го года; ІІ этап: От начала 2000-го года до середины 2003-го года; ІІІ этап: После середины 2003-го года.
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДОБОРОВОЛЬНОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В БОЛГАРИИ НА ПЕРВОНАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ЕГО РАЗВИТИЯ Нет специального законодательного и подзаконного регулирования добровольного пенсионного обеспечения; Нет специализиранного государственного органа надзора и регулирования деятельности по добровольному пенсионному обеспечиванию. Компания-администратор и управляемый компанией добровольный пенсионный фонд являются одним и тем же юридичиским лицом, с уставом акционерной компании общего режима по Коммерческому закону;
Все вопросы добровольного пенсионного обеспечения и управления пенсионным фондом регулируются правилами соответствующей компании; Налицо сравнительно большое разнообразие пенсионных схем, предлагаемых добровольными пенсионными фондами; Средства в добровольном пенсионном фонде отделены от средств пенсионной компании-администратора; В налоговых законах улажены налоговые режимы компании-администратора, добровольного пенсионного фонда и вкладчиков добровольных взносов.
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В БОЛГАРИИ НА ВТОРОМ ЭТАПЕ ЕГО РАЗВИТИЯ С 1-го января 2000-го года входят в силу принятые в ом году: 1.Закон о дополнительном добровольном пенсионном обеспечении, в котором урегулируются общественные отношения, связанные с: дополнительным добровольным пенсионным обеспечением; учреждением, лицензированием, преобразованием, ликвидацией компаний; учреждением, управлением и ликвидацией добровольных пенсионных фондов; государственным надзором за деятельностью добровольного пенсионного обеспечения; защитой прав зарегистрированных лиц.
2.Кодекс об обязательном страховании, в Разделе ІІ которого улажены общественные отношения, связанные с: дополнительным и обязательным пенсионным обеспечением; учреждением, управлением и ликвидацией фондов для дополнительного и обязательного пенсионного обеспечения; государственным надзором за деятельностью по дополнительному и обязательному пенсионному обеспечению; гарантированием интересов застахованных лиц.
В соответствии с требованиями Закона и Кодекса: пенсионная компания-администратор и управляваемые ею добровольные и обязательные пенсионные фонды – универсальные и профессиональные, являются отдельными юридическими лицами; каждая компания-администратор может учреждать и управлять только одним добровольным пенсионным фондом и одним универсальным и профессиональным фондом из обязательного пенсионного обеспечения; установлены требования и условия инвестирования средств дополнительных пенсионных фондов; разработан пакет подзаконных актов по дополнительному пенсионному обеспечению; создана Государственное агентство пенсионного надзора; лицензированы компании и им выданы требуемые законом разрешительные документы для учреждения и управления добровольным и обязательными пенсионными фондами – универсальным и професиональным; начинается обязательное пенсионное обеспечение в универсальных пенсионных фондах.
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В БОЛГАРИИ НА ТРЕТЬЕМ ЭТАПЕ ЕГО РАЗВИТИЯ С 1-го августа 2003-го года вошли в силу принятые парламентом изменения и дополнения к Кодексу обязательного социального обеспечения, который трансформировался в Кодекс социального обеспечения и объединил в одном целом права добровольного и обязательного дополнительного пенсионного обеспечения. В Кодексе социального обеспечения были доработаны вопросы о дополнительном добровольном и обязательном пенсионном обеспечении, при том выявленные пропуски и слабости предшествующих этапов были утстранены. Государственное агентство надзора становится Управлением Пенсионный надзор Комисии финансового надзора, созданной в начале 2003-го года.
В соответствии с Кодексом социального обеспечения актуализируются уже существующие и подготавливаются новые подзаконные акты по основным вопросам дополнительного пенсионного обеспечения. Компаниям-администраторам предоставлен девятимесячный срок с даты принятия Кодекса, чтобы привести свою деятельность в соответствии с его требованиями.
ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ В ДОБРОВОЛЬНОМ ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ В БОЛГАРИИ В развитии добровольного пенсионного страхования до сих пор можно выделить следующие важные вопросы, на которые приходилось искать и в данный момент все еще ищутся удачные решения: Недостаточное знание смысла и значения добровольного пенсионного обеспечения наложило, в особенности на первом этапе,бремя расходования значительных ресурсов на разъяснение в обществе роли и значения добровольного пенсионного обеспечения в современных пенсионных системах; Низкие доходы и жизненный стандарт в Болгарии, ровно как и недостаточное знание смысла и значения добровольного пенсионного обеспечения, положили начало заключению договоров прежде всего с работодателями для обеспечения их персонала;
Сравнительно слабое развитие финансового рынка в Болгарии серьезно затрудняло и продолжает затруднять эффективное инвестирование средств добровольных пенсионных фондов и диверсификацию их портфелей. Таким образом, компании-администраторы должны непрерывно предлагать и настаивать перед государственными органами на расширении законодательных возможностей инвестирования средств добровольных пенсионных фондов, в т.ч. и на финансирование государственных программ и проектов; Некоторые ограничения по отношению к пенсионным схемам добровольных пенсионных фондов ограничавают возможности их разнообразия на страховом рынке и привлечения к ним больше обеспеченных лиц; Все еще существуют некоторые методологические и практические проблемы ежедневной оценки стоимости активов дополнительных пенсионных фондов. Они связаны прежде всего с обеспечением достаточной, достоверной и своевременной информации об оценке соответствующих активов дополнительных пенсионных фондов.
Все еще существуют проблемы налогового обложения взносов в добровольные пенсионны фонды. Они являются результатом принятого в Болгарии подхода, при котором на входе - личные взносы застрахованных лиц и работодателей до определенных законом размеров освобождаются от налога, а на выходе - налогом облагается часть выплат, что является результатом необлагаемых сумм на входе. Можно указать и на другие проблемы в добровольном пенсионном обеспечении, по отношению к которым продолжается поиск приемлемых решений для условий Болгарии.