Разработка модели шестилетней начальной школы г. Руководитель эксперимента доктор педагогических наук Яков Семенович Турбовской Департамент Образования г. Москвы Зеленоградское Управление Образования Государственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа 845
«Учить учиться» Процесс обучения Учебная деятельность Преемственность детский сад – начальная школа Преемственность начальная школа – средняя школа Природосообразность Преемственность и природосообразность Взаимоотношения между детским садом и школой игровая деятельность четко сформулированные умения; связь по нарастающей Готовность ребенка к выполнению роли в учебном процессе сформированность навыков познавательные программы; личный опыт; работы учащихся развитие любознательности; опора на нарастающий интерес. Модель шестиклассной начальной школы 845 Адаптационная образовательная среда
Цели и задачи эксперимента Цель: разработать новую модель шестиклассной начальной школы для успешной психологической адаптации детей младшего школьного возраста к новым условиям. Задачи: Подготовка к переходу на основное базовое обучение. Создание благоприятной среды для обучения через сотрудничество, развитие личности на основе формирования общеучебных умений и навыков. Совершенствование коммуникативного пространства урока. Дальнейшее развитие способностей к сотрудничеству и умению работать в группах и индивидуально. Вооружение учеников методами рациональной учебной деятельности; помощь школьникам в исследовании своих интересов, способностей и умение их использовать в учебной и социальной ситуациях. Обеспечение каждого ребенка психологической поддержкой для успешного развития его индивидуальной траектории.
непонимание требований учителей страх перед потерей статуса расширение социальных контактов неполная информированность учителей об особенностях смена учебной ситуации Одной из наиболее серьезных трудностей для детей в 5 классе является:
снижение самооценки трудности общения высокий уровень ситуативной тревожности снижение учебной мотивации учебная рассеянность У большинства учащихся 5 класса наблюдаются
Психологическая диагностика Направлена на изучение степени и особенностей приспособления детей к новой социальной ситуации. Изучение мотивационной сферы (Изучение направленности на приобретение знаний ) Субъективное отношение к обучению в среднем звене (Анкета «Незаконченные предложения»); Исследование уровня и характера тревожности учащихся (Тест школьной тревожности Филлипса); Изучение социального статуса учащихся (Шкала приемлемости); Эмоционально-личностное отношение педагогов к учащимся (Анкета наблюдения за учебной деятельностью и поведением на уроке).
Профилактическая работа Осуществляется психологом через тренинговые занятия направлена на оказание психолого- педагогической поддержки каждому пятикласснику в период адаптации в среднем звене. Программы: «Новичок в средней школе»; «Первый раз в пятый класс!»
Сравнение уровня мотивации в 5 А классе класс г г. начало г. конец Высокийсреднийнизкийвысокийсреднийнизкийвысокийсреднийнизкий 5 А15%58%27%58%32%11%50%44%6%
Наблюдение родителей уч-ся 5 класса о нежелании выполнять домашние задания по отдельным предметам о повышенной раздражитель ности о снижении дисциплины
Сравнительные показатели диагностики школьной тревожности учащихся 5-х классов
Наиболее высоки показатели по следующим видам тревожности: страх не соответствовать ожиданиям окружающих страх самовыражения страх оценивания
Сравнение уровня тревожности в 5А классе класс г г. начало г. конец высокийсреднийнизкийвысокийсреднийнизкийвысокийсреднийнизкий 5 А023%77%4%16%80%0%4%96%
Сводная ведомость качества знаний учащихся 5 А класса по предметам уч.год 4А 1 триместр г 5А Конец года г 5А Русский язык78%69% Литература93%88%81% Математика85%65%58% история81%92%
Результаты анкетирования «Расскажи о школе»
«Занятость учащихся во внеурочное время»