Воспитательная система школы и управление её развитием Составлено на основе программ: к.п.н., доц. Нечаева М.П. и к.п.н., доц. Маленковой Л.И.
Система – это совокупность объектов, взаимодействие которых обуславливает наличие новых интегративных качеств, не свойственных образующим её частям и компонентам (Афанасьев В.Г. Системность и общество. – М, 1980). Система – это совокупность объектов, взаимодействие которых обуславливает наличие новых интегративных качеств, не свойственных образующим её частям и компонентам (Афанасьев В.Г. Системность и общество. – М, 1980). Под системой понимается целеустремленная целостность взаимосвязанных элементов, имеющая новые интегративные свойства, отсутствующие у каждого из них, связанная с внешней средой. (Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Шибанова Г.Н. Управление образовательными системами: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений – М.: Изд.центр «Академия», 2006) Под системой понимается целеустремленная целостность взаимосвязанных элементов, имеющая новые интегративные свойства, отсутствующие у каждого из них, связанная с внешней средой. (Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Шибанова Г.Н. Управление образовательными системами: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений – М.: Изд.центр «Академия», 2006)
Признаки системы -целенаправленность; -наличие совокупности компонентов (элементов); -наличие структуры (определенные связи и отношения между компонентами); -наличие функциональных характеристик системы и ее компонентов; -наличие связей со средой и другими системами; -динамичность; -способность к развитию и самосовершенствованию; -интегративность; -управляемость; -целостность.
Воспитательная система – это упорядоченная совокупность компонентов воспитательного процесса (целей, субъектов воспитания, их деятельности, отношений, осваиваемой им среды), дающая общий эффект (Евтушенко С.В. Воспитание на пороге XXI века: реалии и перспективы. – М., 1998) Воспитательная система – это упорядоченная совокупность компонентов воспитательного процесса (целей, субъектов воспитания, их деятельности, отношений, осваиваемой им среды), дающая общий эффект (Евтушенко С.В. Воспитание на пороге XXI века: реалии и перспективы. – М., 1998)
Структура воспитательной системы школы -цели; -деятельность; -субъекты деятельности; -отношения; -среда; -управление; -развитие
Этапы развития воспитательной системы школы моделирование; моделирование; становление; становление; стабилизация; стабилизация; функционирование; функционирование; обновление обновление
Противоречия воспитательных систем Хаос(инновации)Упорядоченность(традиции) Все в мире развивается в единстве и борьбе противоречий…
Технология конструирования воспитательной системы школы 1.Определение целей создания (или цели развития). 2.Определение набора компонентов. 3.Определение функционала каждого компонента (отсутствие дублирования) 4.Выделение системообразующего (главного) компонента. 5.Определение взаимосвязи компонентов (определение структуры). 6.Оценка уровня целостности системы. 7.Определение условий для её функционирования (ресурсное обеспечение)
Пример построения воспитательной системы от постановки цели к управлению функционированием ВС и ее развитием -Цели (сформулировать); -Системообразующая деятельность (выбрать); -Субъекты деятельности (определить); -Отношения (определить); -Среда (проанализировать и выбрать те ее элементы, которые способствуют эффективному функционированию воспитательной системы); -Управление (элементы, структура); -Развитие (заложить в систему деятельности воспитательной системы).
Пример из лекции: Задачи воспитательной системы школы формирование у детей целостной картины мира; формирование у детей целостной картины мира; приобщение к общечеловеческим ценностям и формирование адекватного им поведения; приобщение к общечеловеческим ценностям и формирование адекватного им поведения; формирование креативности как черты личности; формирование креативности как черты личности; формирование самосознания, осознания собственного «Я», помощь в самореализации; формирование самосознания, осознания собственного «Я», помощь в самореализации; формирование гражданского самосознания формирование гражданского самосознания