Психологические новообразования у школьников в период стабильных и кризисных возрастов Умняшова И.Б. Кандидат психологических наук Заведующая лаборатории МГППУ
Стабильные и кризисные периоды закономерные периоды развития, в процессе которых происходят количественные и качественные изменения личности ребенка Определяются социальной ситуацией развития; Определяются социальной ситуацией развития; Сопровождаются определенным, типичным для данного возраста типом ведущей деятельности; Сопровождаются определенным, типичным для данного возраста типом ведущей деятельности; Чередуются; Чередуются; Кризисные периодынормальные и необходимые для дальнейшего развития явления; Кризисные периодынормальные и необходимые для дальнейшего развития явления; Результат кризисовновообразования, результат стабильных возрастов развитие новообразований Результат кризисовновообразования, результат стабильных возрастов развитие новообразований
Стабильные и кризисные периоды 1. Периоды СтабильныеКризисные 2. Изменения в развитии Количественные Качественные (новообразования) 3. По длительности Протекают медленно Протекают быстро 4. Возраст 1. стабильный младший школьный период (8-12) 2. стабильный подростковый возраст (14-17) 1. кризис 7 лет 2. кризис 13 лет 3. кризис 17 лет 5. Личностные изменения Протекают относительно спокойно 1. трудновоспитуемость 2. падение успеваемости, работоспособности 3. конфликтность
Ведущая деятельность и возрастные новообразования Ведущая деятельность: деятельность, способствующая психическому развитию ребенка в данный период его жизни и ведущая развитие за собой; деятельность, способствующая психическому развитию ребенка в данный период его жизни и ведущая развитие за собой; деятельность, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы (например, в игре воображение, в учении логическое мышление); деятельность, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы (например, в игре воображение, в учении логическое мышление); деятельность ребенка, специфическая для каждого его возраста, определяет те психические изменения, которые впервые в нем возникают новообразования; деятельность ребенка, специфическая для каждого его возраста, определяет те психические изменения, которые впервые в нем возникают новообразования; Новообразованиядостижения в развитии, характеризующиеся особым типом строения личности и деятельности, а также отношением ребенка к самому себе и другим людям. Новообразованиядостижения в развитии, характеризующиеся особым типом строения личности и деятельности, а также отношением ребенка к самому себе и другим людям.
Ведущая деятельность и возрастные новообразования в младшем школьном возрасте Ведущая деятельность: учебная Новообразования: развитие произвольной регуляции поведения и деятельности; развитие произвольной регуляции поведения и деятельности; развитие рефлексии, анализ, внутренний план действий; развитие рефлексии, анализ, внутренний план действий; появление ориентации на группу сверстников; появление ориентации на группу сверстников; появление произвольной регуляции поведения на основе самооценки появление произвольной регуляции поведения на основе самооценки
Ведущая деятельность и возрастные новообразования в подростковом возрасте Ведущая деятельность: общение Новообразования: развитие «Я-концепции» представления о себе, оценивание себя и сравнение со сверстниками (1011 лет); развитие «Я-концепции» представления о себе, оценивание себя и сравнение со сверстниками (1011 лет); появление "чувства взрослости" отношение подростка к себе как к взрослому. (14-15 лет) появление "чувства взрослости" отношение подростка к себе как к взрослому. (14-15 лет)
Ведущая деятельность и возрастные новообразования в юношеском возрасте Ведущая деятельность: учебно-профессиональная Новообразования: Самоопределение (поиск своего места в мире); Самоопределение (поиск своего места в мире); Развитие умения соотносить цели, Развитие умения соотносить цели, ресурсы и условия для решения жизненных задач;
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!