Сетевая ОЭП «Реализация качественного образования на основе компетентностного подхода» гг.
Количество учреждений в сети ГОУ СОШ 1739, 1913, ГОУ СОШ 618, 909 Ведущее образовательное учреждение ГОУ СОШ 1151
Проблема, на решение которой направлена экспериментальная деятельность, обоснование актуальности Разрешение основного противоречия между запросами социума на мобильную личность с одной стороны и низкой эффективностью применяемых педагогических подходов к формированию и развитию обучающихся с другой стороны. Устранение возникшего противоречия между востребованностью образовательными учреждениями научно-методическими разработками в области компетентностного подхода с одной стороны и отсутствием их в массовой практике школьного образования с другой стороны.
Объект исследования Качественное образование Под качеством образования понимается соответствие содержания и результатов образования ожиданиям основных «заказчиков» (учащихся, социума). Выход на ожидания учащегося ребёнка может, с нашей точки зрения, осуществляться через понимание задач возрастного развития.
Гипотеза эксперимента Качественное образование возможно, если будет осуществляться подход, опирающийся на основные закономерности психического развития ребенка; будут сформированы образовательные метакомпетенции; система промежуточной аттестации обучающихся будет основана на отслеживании учебных и внеучебных достижений учащихся; в качестве результатов будет фиксироваться продвижение в освоении способов учебной деятельности, доминантных для каждого возрастного периода; учебно-воспитательный процесс будет центрирован не на учителе, не на ученике, а на самом процессе учения;
будет осуществляться совместная научно-поисковая деятельность учащихся и педагогов (интегрирование образования как в части когнитивных, так и коммуникативных процессов); будут созданы условия для профессионального роста педагогов; будет создана сеть образовательных учреждений, которая получит возможность работать в едином смысловом педагогическом поле; участниками эксперимента будут инициироваться организация и проведение открытых педагогических мероприятий и публикация сборников научно- методических материалов с целью распространения накопленного педагогического опыта.
Цель эксперимента Создание развернутой сети образовательных учреждений, осуществляющих компетентностный подход как механизм реализации качественного образования, и разработка критериальной базы на языке компетенций.
Задачи эксперимента Разработка компетентностной модели, основанной на способности и готовности учащихся к деятельности. Разработка технологии оценивания учебных и внеучебных достижений учащихся. Выявление организационно-педагогических условий использования технологии рефлексивного мышления как средства реализации компетентностного подхода в образовании. Разработка и внедрение «Модели выпускника школы». Создание и внедрение критериальной базы, основанной на компетентностной модели профессионального роста педагога с учетом поведенческих характеристик и индикаторов.
Предполагаемые результаты Разработка критериальной базы качественного образования. Создание научно-методического комплекта по реализации компетентностного подхода в образовании. Построение модели «Выпускника школы» современного общества. Создание ассоциации школ, использующих технологию рефлексивного мышления как средство реализации компетентностного подхода в образовании. Создание группы учителей – наставников.
Способы отслеживания результатов и предполагаемые формы их представления Представление информации в виде диаграмм, графиков, таблиц, сборников материалов. Регулярное проведение педагогических чтений, презентационных мероприятий, круглых столов, мастер-классов, учебных занятий в технологии рефлексивного мышления на базе учреждений сетевого взаимодействия. Защита научно – методических разработок учителями – участниками эксперимента базовых школ.
Перспективный план экспериментальной деятельности
I этап – уч. год. Обучение педагогов базовых школ философским, теоретико-методологическим и психологическим подходам к использованию технологии рефлексивного мышления как средства реализации компетентностного подхода в образовании. Знакомство учителей с формулой компетенции и понятием качественного образования. Освоение учителями основных закономерностей психического развития учащихся разных возрастных периодов (в соответствии с принципом природосообразности). Анкетирование и опрос участников эксперимента. Определение контрольных и экспериментальных классов с целью дальнейшего мониторинга формирования и развития у учащихся метакомпетенций.
II этап – уч.год. Входной мониторинг формирования и развития у учащихся метакомпетенций. Педагогические чтения. Отработка методических приемов и модельных уроков в технологии рефлексивного мышления. Проведение семинаров в базовых школах по проблеме эффективности использования педагогической технологии рефлексивного мышления. Круглый стол «Обмен опытом экспериментальной деятельности в соответствии с направлением работы участников эксперимента». Промежуточный мониторинг формирования и развития у учащихся метакомпетенций.
III этап – уч.год. Корректировка диагностического инструментария по работе с критериальной базой качественного образования. Создание развернутой компетентностной модели с целью реализации качественного образования. Круглый стол по проблеме создания индивидуального портфолио ученика каждого возрастного периода и портфолио учителя, работающего в условиях компетентностного подхода. Разработка схемы взаимодействия руководителей ОУ, кураторов, психологов и педагогов- экспериментаторов базовых школ с руководителем, координатором и педагогами-наставниками ведущего образовательного учреждения в условиях экспериментальной деятельности в сети.
Проведение недели педагогической технологии рефлексивного мышления в школах сетевого взаимодействия. Определение условий, способствующих процессу реализации качественного образования. Знакомство педагогической общественности с учебно-методическими материалами, созданными в ходе экспериментальной деятельности. Итоговое анкетирование и опрос участников эксперимента с целью определения качественных сдвигов в профессиональном росте педагогов. Итоговый мониторинг формирования и развития у учащихся метакомпетенций.