Содержание и структура профессионального стандарта и его применение в сфере образования Машукова Наталья Дмитриевна - директор Центра развития профессиональных.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Система профессиональных стандартов как основа структуры профессиональных квалификаций Машукова Наталья Дмитриевна директор Центра развития профессиональных.
Advertisements

Профессиональный стандарт как механизм регулирования качества рабочей силы Машукова Наталья Дмитриевна - директор Центра развития профессиональных квалификаций.
Региональные требования к качеству НиСПО посредством вариативной составляющей ОПОП Факультет повышения квалификации и переподготовки работников профессионального.
Seite 1 Подготовка кадров для горнодобывающей и металлургической отрасли: о гармонизации Национальной Квалификационной Системы Проект ЕС «Поддержка.
Цель государства – общественная безопасность Защита прав человека; Защита прав человека; Безопасность жизни; Безопасность жизни; Социальная защита; Социальная.
Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА Жаркова Е.Н., проректор АКИПКРО по учебно-методической.
«Новые технологии Холдинга «Кәсіпқор» при разработке образовательных учебных программ технического образования» Некоммерческое акционерное общество. Холдинг.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления конкретного вида профессиональной деятельности, в том.
МЕТОДИКА ПРИВЕДЕНИЯ В СООТВЕТСТВИЕ РОССИЙСКИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ МЕЖДУНАРОДНЫМ СТАНДАРТАМ WSI НОВОСИБИРСК 2015.
Нижний Тагил, 2013 Профессиональный стандарт по профессии «сварщик» как ресурс управления конкурентоспособностью персонала.
ПОНЯТИЕ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА.
Отдел по образованию администрации города Заринска Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей «Бригантина» ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ.
Структура и содержание инновационной образовательной программы Кабинет теории и практики профессионального образования ГОУ РК «ИПКРО»
Развитие системы профессионального образования Ростовской области Министерство общего и профессионального образования Ростовской области Отдел профессионального.
Проблемы и пути решения реализации профессиональных модулей ФГОС – 3 поколения в системе НПО Виноградова Эльмира Ринатовна преподаватель специальных дисциплин.
Блинов Владимир Игоревич д.п.н., профессор руководитель Центра начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования ФГУ ФИРО КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ.
Вариативная составляющая основных профессиональных образовательных программ НПО/СПО в Самарской области Светлана Ефимова, директор ЦПО Самарской области,
Seite 1 Выступление на Координационном Совете по развитию человеческого капитала ассоциации «KAZENERGY» Проект ЕС «Поддержка профессионально-технического.
Основные направления развития профессионального образования в Российской Федерации и Республике Карелия Калева В.Г., начальник Управления развития образования.
Роль инновационной образовательной программы в развитии социального партнерства Чебоксарский электромеханический колледж.
Транксрипт:

Содержание и структура профессионального стандарта и его применение в сфере образования Машукова Наталья Дмитриевна - директор Центра развития профессиональных квалификаций ГУ – Высшей школы экономики, к.э.н. т. (495)

Предпосылки создания системы профессиональных стандартов Рынок труда Не удовлетворяется качество трудовых ресурсов Отсутствует институционализированное взаимодействие образователь ных услуг Рынок

Использование рамочных структур квалификаций на международном и национальном уровнях Система квалификаций представляет собой сложную структуру, которая может включать в себя стандарты, критерии и порядок оценки, уполномоченные органы, институциональную инфраструктуру, учебные программы и планы, схемы финансирования и еще многие другие аспекты и черты, определяемые экономическими условиями и культурными особенностями каждой конкретной страны. Система квалификаций содействует формированию и реализации государственной или региональной политики в области квалификаций, созданию соответствующих организационных структур и процедур по обеспечению оценки и присуждения квалификаций, а также выработке механизмов, обеспечивающих связь образования и обучения с рынком труда и гражданским обществом. (*Майкл Коулз, Национальные рамочные структуры квалификаций, октябрь 2005 г.)

Использование рамочных структур квалификаций на международном и национальных уровнях Рамочная структура квалификаций представляет собой ясно и наглядно изложенную схему взаимодействия систем квалификаций выпускников образовательных учреждений и квалификаций востребованных организациями, осуществляющими найм персонала. Рамочная структура квалификаций представляет собой инструмент развития и классификации квалификаций в соответствии с рядом критериев, которые заложены в содержание дескрипторов квалификаций.

Рамочные структуры квалификаций как инструмент процесса преобразований Рамочная структура квалификаций Система квалификаций выпускников образовательных учреждений Система квалификаций, сформированная рынком труда (организациями, осуществляющими найм персонала)

Восемь уровней ЕКР, базирующихся на основе результатов, полученных в процессе образования Уро- вень ЗнанияУмения Самостоятельно- сть и ответствен- ность Умение учиться Коммуникатив- ная и социальная ответствен- ность Профессиона- льная компетент- ность 1 По памяти воспроизводить знания общеобразовательного характера Использовать базовые умения для выполнения простых задач Осуществлять задания под непосредственным контролем/руковод ством и демонстрировать эффективность в простых и стабиль- ных контекстах Занимать активную позицию в процессе обучения Реагировать на простые письменные и устные сообщения Демонстриро- вать понимание при решении проблем 8 Использовать специаль- ные знания для критического анализа, оценки и синтеза новых сложных идей, которые находятся на передовом рубеже в конкретной области. Расширять существующие знания в рамках конкретной области Исследовать, разрабатывать и адаптировать проекты, ведущие к получению новых знаний и новых решений Демонстрировать значительные лидерские качества, инновационность и самостоятель- ность в практи- ческой и учебной деятельности в новых контекстах, требующих решения проблем Демонстриро- вать способ- ность устой- чивого инте- реса к разра- ботке новых идей или процессов и высокий уро- вень пони- мания проце- ссов обуче- ния Авторитетно общаться в рамках крити- ческого диалога с равными по статусу специа- листами. Изучать и осмысливать социальные нормы взаимо- отношений, быть лидером Критически ана- лизировать, оце- нивать и синте- зировать новые и сложные идеи, принимать стра- тегические решения. Демонстриро- вать способ- ность принятия решений в слож- ном контексте Личностные и профессиональные компетенции

Профессиональные стандарты: УРОВНИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ НАЧАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ I УРОВЕНЬ II УРОВЕНЬ III УРОВЕНЬ IV УРОВЕНЬ V УРОВЕНЬ Отсутствуют требования к профессиональным знаниям и умениям Рабочие задания рутинные, предопределенные - Рабочее задание руководит работником, ответственность косвенная. Профессиональные знания и умения приобретены либо в результате обучения, либо в процессе работы Работа под чьим-либо руководством Умение справляться с ограниченными рабочими заданиями Ответственность в пределах своего рабочего задания К профессиональным знаниям и умениям прибавляется сноровка Умение справляться с различными рабочими заданиями Предполагается способность к работе в коллективе, ответственность за свою работу Профессиональная зрелость Передача приобретенных профессиональных знаний и умений другим Умение справляться со сложными и чередующимися рабочими заданиями Готовность к ответственности за распределение ресурсов и за работу других К профессиональным знаниям и умениям прибавляются знания, умения и способности руководить Умение справляться с многочисленными сложными и разнообразными рабочими заданиями при меняющихся ситуациях Ответственность за распределение ресурсов и за работу других Знание теоретических основ экономической деятельности Умение справляться с рабочими заданиями, предполагающими владение разнообразными методами действия в изменяющихся и неожиданных ситуациях Большая самостоятельность, ответственность за стратегию, анализы, решения и их осуществление

Схема взаимосвязи классификации профессий и требований профстандартовГлавнаяпрофессиональнаягруппа Профессиональнаягруппа Профессиональнаяподгруппа Обобщеннаяпрофессия Профессия Профессии,производные от данной Сфера применимости профессии Виды и уровни ответственности Требования к ПОО Требования к практическому опыту Требования к необходимости сертификации Специфические требования к состоянию здоровья Место работы Режим работы Условия работы Классификация профессийХарактеристики профессииПеречень требований профессионального стандарта Виды и уровни ответственности Требования к профобразованию и обучению Требования к практическому опыту Требования к необходимости сертификации Специфические требования к состоянию здоровья

Уровни профессиональных квалификаций по ВЭД ПК, ПП сертификация ПК, ПП сертификация ПК, ПП сертификация В/О, ПК, ПП сертификация СПО,ПК,ПП сертификация НПО, ПК, ПП сертификация Yкв. уровень IY квалиф. уровень III квалиф. уровень II квалиф. уровень I квалиф. уровень Начальный квалиф. уровень

Схема формирования профессий по квалификационным уровням и отраслям экономики

Разработка профессиональных стандартов с использованием анкетирования

Структура профессионального стандарта Сектор Подсектор Квалификационный уровень Основные направления деятельности Требования к практическому опыту работы Требования к необходимости сертификации Требования к состоянию здоровья Наименование должностей Требуемый уровень профессионального образования и обучения

Структура профессионального стандарта (продолжение) Перечень должностных обязанностей для квалификационного уровня

Структура профессионального стандарта (продолжение) Перечень основных умений, навыков и знаний, требуемых для выполнения должностных обязанностей Должностные обязанност и Основные умения, навыки, необходимые для выполнения должностных обязанностей Основные знания, необходимые для выполнения должностных обязанностей 1. Выполнение работ по техническом у обслуживани ю авиационной техники Оформлять эксплуатационно-техническую документацию по результатам выполнения работ Применять нормативно-техническую документацию Использовать средства технического обслуживания при выполнении работ на авиационной технике Выполнять работы по поиску и устранению технических неисправностей авиационной техники Выполнять ремонт авиационной техники и ее элементов Выполнять работы по модификации и/или модернизации авиационной техники Вести учет движения запасных частей, материалов, средств наземного обслуживания и контроля авиационной техники Оформлять документацию на запасные части, материалы, средства наземного обслуживания и контроля Нормативно-техническая документация по эксплуатации авиационной техники Основные летно-технические характеристики летательных аппаратов Основные характеристики систем летательных аппаратов Основные характеристики специального оборудования летательных аппаратов Основные характеристики конструкционных материалов Основы аэродинамики и газодинамики Информационные технологии Основы конструкций летательных аппаратов и их систем Инфраструктура аэродромов Инструкция по технике безопасности Инструкция по охране труда Требования производственной санитарии Требования противопожарной безопасности Правила внутреннего распорядка Иностранные языки Требования по обеспечению защиты государственной и коммерческой тайны

Применение профессиональных стандартов в сфере труда Профессиональные стандарты по ВЭД (отраслевые стандарты) О р г а н и з а ц и и О р г а н и з а ц и и Профессиональные стандарты организаций (ужесточение требований, приращение компетенций)

Применение профессиональных стандартов в сфере образования ОС на основе профессиональных стандартов по ВЭД Образовательные учреждения Организации/работодатели Образовательные программы и модули, основанные на требованиях профессиональных стандартов организаций ( приращение компетенций )

Профессиональный стандарт как инструмент взаимодействия сфер труда и образования Сфера труда (по ВЭД) Сфера образования и обучения - определение специалистами по ВЭД основных требований к компетенциям; - внутренний аудит компетенций - актуализация программ обучения в соот- персонала; ветствии с требованиями работодателей; - найм персонала; - повышение квалификации преподавателей; - организация и проведение сертификации - участие в системе внутрифирменного персонала, выпускников ОУ; обучения; - формирование отраслевого классификатора - гармонизация групп профессий и профессий, системы ПС; соответствующих им специальностей; - отслеживание новых компетенций; - разработка модулей новых компетенций; - формирование программ (модулей) - разработка образовательных стандартов - внутрифирменного обучения; - результативность образования и обучения - мотивация персонала; - качество труда и конкурентоспособность на рынке продукции и услуг Работник - выстраивание профессиональной карьеры; - повышение производительности труда, проф. мотивированность; - активное участие в повышении квалификации; - достижение качества труда и конкурентоспособности на рынке

Квалификационные требования как инструмент взаимодействия рынков труда и образования Разработка системы профессиональных стандартов по видам экономической деятельности Гармонизация требований профессиональных стандартов и ОС всех уровней, классификаторов профессий и специальностей Формирование национальной структуры профессиональных квалификаций Проведение мониторингов потребности рынка труда в профессионально-квалификационном разрезе для взаимодействия с рынком образовательных услуг

Содержание и структура профессионального стандарта и его применение в сфере образования Спасибо за внимание!