Сочинение по картине И.И.Машкова «Клубника и белый кувшин» Васильева Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы, МОУ Большекошинская сош
Цели : Познакомиться с понятием «натюрморт», с творчеством Ильи Ивановича Машкова; Научиться описания предметов, изображённых на картине; Развивать культуру устной и письменной речи; Расширить понимание прекрасного, эстетический вкус.
Если видишь на картине Чашку кофе на столе, Или морс в большом графине, Или розу в хрустале, Или бронзовую вазу, Или грушу, или торт, Или все предметы сразу – Знай, что это - НАТЮРМОРТ Натюрморт с камелией
Натюрморт это изображение различных предметов повседневного обихода, фруктов, цветов. Малинка год
Илья Иванович Машков (1881–1944) Один из самых ярких и самобытных отечественных художников первой половины ХХ века.. Основным жанром, в котором он наиболее полно и ярко проявил своё дарование, был натюрморт. Ему от природы был дан редкий по силе дар радоваться жизни, предопределивший праздничный, небудничный характер его искусства.
Родился в станице Михайловской- на- Дону. После окончания трех классов приходской школы Илья Машков был отдан «в люди». Но после знакомства с учителем из художественной гимназии, Машков готовится поступать в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его работы находятся в Третьяковской Галерее в Москве, в Русском музее в Санкт-Петербурге, в Волгоградском музее. 20 марта 1944 года Илья Машков скоропостижно скончался, так и не дожив до победы. Автопортрет. 1911г.
Букет. Розы и гвоздика в стеклянной вазе 1939г.
Натюрморт с хлебами и тыквой. 1914г.
Цветок в горшке и клубника. 1938г.
Натюрморт. 1924
Пестрый букет в глиняном кувшине. 1936г.
Виноград и рак
Маки, роза, васильки и другие цветы в стеклянной вазе. 1939г.
Натюрморт. Ананасы и бананы
Какие предметы изображает Илья Иванович Машков на своих натюрмортах? Как выписаны эти предметы на полотнах – тщательно, грубо, примитивно? Какие краски предпочитает художник? Как вы думаете, почему на его натюрмортах так много красного и желтого цвета?
Какие предметы изобразил художник? Как они расположены? Какими красками пользовался живо- писец? Можем ли мы с вами сказать, что замысел художника – показать красоту обычных вещей – удался?
Определение главной мысли сочинения Основная мысль заключается в желании автора передать красоту и великолепие земных плодов. Картина оживляет в зрителях приятные воспоминания о лете.
Подбор эпитетов. Клубника – красная, спелая, вкусная, возвышается горкой, дружной семьёй, дружно в ряд, с красноватой тенью на боках, краснобокая, сочная, аппетитная. Тарелка – обычная, полная смородины, глубокая Банка – прозрачная, сияющая, светящаяся, с водой Кувшин с ручкой, белый, фарфоровый. смородина–ярко-жёлтая, янтарная, видна насквозь, сочная, спелая, тёмные блестящие ягоды, почти чёрная. Лоток – с узорной ручкой, низкий, прямоугольный.
Словарь сочинения Автор картины - живописец, художник, пейзажист, мастер кисти; изобразить, показать, передать, написать; Картина - репродукция, полотно, холст, творение, работа. Чувства и настроение (оценочная лексика): понимаешь, чувствуешь, видишь, ощущаешь, вспоминаешь; восхищаешься, наслаждаешься, любуешься. Ягоды (форма, цвет, величина):, краснобокий, сочный, спелый, алый, крупный, мелкий. Краски: светлые - темные, лучистые - мрачные, веселые- тусклые, радостные – грустные, сочные – блеклые, неяркие, унылые. Отношение к картине: мне нравится, я любуюсь, я считаю, меня восхищает, на мой взгляд, меня тронуло (поразило, удивило, оттолкнуло, возмутило, огорчило), произвело впечатление.
ПЛАН. 1. Вступление. Название картины. Автор. Жанр, техника написания (масло, холст). 2. Основная часть. Главные предметы («персонажи»), изображенные на картине. Каковы их цвет, форма, запах? Как они расположены? Какие детали бросаются в глаза? Фон картины. Какое настроение передает картина? 3. Заключение. Ваше личное отношение к картине. (Если нравится / не нравится, то почему?). Можно спросить себя: «Хотелось бы мне, чтобы эта картина висела у меня дома?».
Домашнее задание Завершить сочинение в тетрадях по развитию речи