МОУ СОШ 25 Гулькевичского района Краснодарского края
Учитель начальных классов Сутулина Наталия Христофоровна
Тема опыта Развитие орфографической зоркости младших школьников
В чем актуальность темы? Орфографическая грамотность – одно из важнейших качеств письменной речи учащихся Условия для успешного развития орфографической зоркости младших школьников Моделирование орфографических понятий, и действий как средство усвоения опознавательных признаков орфограмм. Целенаправленное и систематическое применение специальных упражнений, развивающих умение находить орфограммы и определять их тип. и определять их тип.
Методическая система учителя Цели и задачи развитияорфографическойзоркости
Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, то есть решение орфографической задачи. Однако решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограмму. Значит, умение обнаруживать орфограммы, выступает базовым орфографическим умением, залогом грамотного письма. Неумение выделять орфограммы при письме – одно из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка. Основные задачи формирования орфографической зоркости
Морфологический принцип Традиционно-историческийпринцип Принцип дифференциации значений Выделяются основные принципы русской орфографии : Фонематический принцип Фонетический принцип
Факторы формирования орфографической зоркости Зрительный фактор Слуховой фактор Рукодвигательный фактор Проговаривание Проговаривание
Формы, приёмы и методы работы, отражающие содержание методической системы Приёмы, развивающие орфографическую зоркость Комментированное письмо Письмо с проговариванием Письмо с пропуском орфограмм. Какографические упражнения. Письмо по памяти. Работа с группой предложений по системе Федоренко.
Ученик научится - различать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки, использовать при письме все способы буквенного обозначения; - выявлять, пишется ли данное слово так, как оно произносится, в какой части слова находится буква или буквы, обозначающие несовпадение; - правильно писать по слуху и по - памяти большинство слов (в объеме изученного); в затруднительных случаях устанавливать характер затруднения, выбирать адекватный орфограмме и учебной ситуации способ проверки написания; - ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать на этой основе адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. Ученик научится - различать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки, использовать при письме все способы буквенного обозначения; - выявлять, пишется ли данное слово так, как оно произносится, в какой части слова находится буква или буквы, обозначающие несовпадение; - правильно писать по слуху и по - памяти большинство слов (в объеме изученного); в затруднительных случаях устанавливать характер затруднения, выбирать адекватный орфограмме и учебной ситуации способ проверки написания; - ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать на этой основе адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. Планируемые результаты
Составляющие работы по орфографии Система алгоритма работы над орфограммой Система доведения алгоритма работы над орфограммой до автоматизма Система подачи знаний. Система «ошибкоопасных» мест и букв «мин»
Этапы формирования орфографической зоркости Первый этап. Обучение постановке ударения. Второй этап. Ввод слов, где написание расходится с произношением. Третий этап. Отработка навыка правописания безударной гласной. Четвертый этап. Отработка умения проверять безударную гласную. Пятый этап. Восприятие орфограммы на слух.
Формы и методы работы, отражающие содержание методической системы Развитие навыков письма Внеклассное(программное) Домашнее Классное Классное
Результативность опыта Диагностика результатов письменных работ за г. и за г. за г. и за г. сочинения изложения сочинения изложения
Результативность опыта Диагностика результатов письменных работ за г. сочинения изложения сочинения изложения
«Всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и учению», - писал Ян Амос Каменский.
Бетенькова Н. М. Орфография, грамматика – в рифмовках занимательных. – М.: Просвещение, Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, Канакина В. П. Радость познания в слове. – М.: Новая школа, Лурия А. Р. Очерки по психофизиологии письма. – М.: Просвещение, Назарова Л. К. Проговаривание и комментирование, их место в обучении правописанию. – М.: Просвещение, Морозова М.Я., Петрова Е.Н. «Грамматические игры для начальных классов» Москва Волина В. Русский язык. М., (Серия «Учимся играя») Тоцкий П. С. Орфография без правил. – М.: Просвещение, 1996.