Полупустыни, пустыни России 8 класс Учитель географии высшей категории Шестяева Ф. Г. п. Метлино Челябинской обл. МБОУ СОШ 35
Цели и задачи: продолжить формирование представлений и знаний об особенностях и главных чертах природы природных зон России; формирование знаний о возможностях хозяйственного использования зоны пустынь и полупустынь; формирование умения работать с различными источниками географической информации Д/З: рабочая тетрадь – 90стр. + выводы в учебнике 195стр.
Что вы обычно представляете себе, когда слышите слово «пустыня»? (ответы учащихся в начале урока)
Контроль знаний «Лесостепи и степи» (устный ответ ученика по заданиям в рабочей тетради 85-86стр. Задание для класса: заполнить таблицу. Параметр сравнения ТундраСтепь Причины безлесия Жизненны е формы растений
Вопрос для класса: Контроль знаний «Лесостепи и степи» Причины активного сельскохозяйствен- ного освоения этих земель.
Изучение нового материала – выполнение заданий в рабочей тетради – 90, 91, 92стр. 1.Определите, какие территории России занимает зона полупустынь и пустынь. См! учебник 188, стр.
1.Определите, какие территории России занимает зона полупустынь и пустынь. Запись в тетради: юго-восток Восточно- Европейской равнины, по северо-западной окраине Прикаспийской низменности.
Изучение нового материала 2. Назовите важнейшие особенности природы полупустынь и пустынь. См! учебник 195стр.
2. Назовите важнейшие особенности природы полупустынь и пустынь. Запись в тетради: Это- изобилие тепла и солнечного света, недостаток влаги, большая амплитуда t°.
К л и м а т Это самая засушливая зона России. Летом температура воздуха в тени до +40, +50 C. Осадков выпадает ничтожно мало. Поверхность днём накаливается до +50, +70 С.
Изучение нового материала 3. Назовите условия, необходимые для занятия земледелием См! учебник 190стр.
3. Назовите условия, необходимые для занятия земледелием Запись в тетради: - искусственное орошение.
4 А)Определите степень устойчивости полупустынь См! учебник Карта стр.
Пустыни – районы развития пастбищного овцеводства. Овцы здесь – самое распространённое животное.
Вместе с овцами часто можно увидеть и пасущихся коз. Они очень подвижны, выносливы, способны совершать большие переходы.
4 Б) объясните, к каким последствиям привело занятие экстенсивным животноводством в зоне полупустынь См! учебник – 191стр.
4 А)Определите степень устойчивости полупустынь Б) объясните, к каким последствиям привело занятие экстенсивным животноводством в зоне полупустынь Запись в тетради: А) наименее устойчивая; Б)привело к увеличению площади «голых» земель.
5. Какие процессы и явления характерны для полупустынных и пустынных ландшафтов Эоловые формы рельефа? См! учебник 191 – 192 стр.
5. Какие процессы и явления характерны для полупустынных и пустынных ландшафтов Подчеркнуть: активные процессы выветривания горных пород, засоление почв, распространение эоловых форм рельефа (созданных ветром), животное население разнообразнее и богаче растительного мира
Примерный ответ: " Полупустыни, пустыни " 1.Зона полупустынь и пустынь занимает юго- восток Восточно-Европейской равнины, по северо-западной окраине Прикаспийской низменности. 2. Важнейшие особенности природы – изобилие тепла и солнечного света, недостаток влаги, большая амплитуда t°. 3. Условия, необходимые для занятия земледелием, - искусственное орошение.
4. Степень устойчивости – зона наименее устойчивая; Занятие экстенсивным животноводством привело к увеличению площади «голых» земель. 5. Для полупустынных и пустынных ландшафтов характерны: активные процессы выветривания горных пород, засоление почв, распространение эоловых форм рельефа, животное население разнообразнее и богаче растительного мира т.о. Выводы (195стр.)
Практическая работа «Визитная карточка» зоны полупустынь и пустынь рабочая тетрадь: 91, 92 стр. Учебник страницы- 71,81,82,84,86 Климатическая характеристика Суммарная солнечная радиация, ккал/см ² в год Более 110 t средняя июля, °С 24 ° и выше t средняя января, °С 0 – (-4 °) Среднегодовое количество осадков, мм200 и менее Климатический поясУмеренный КП, область умеренно континентального климата
Почвы Карта в учебнике – 122стр.
почвы С возрастанием засушливости климата и убыванием гумуса в полупустынях формируются бурые полупустынные почвы; В южных засушливых районах, на участках с относительно близким залеганием минерализованных грунтовых вод развиты солонцы и солончаки (сравните с почвами степной зоны)
cолончаки Даже птица не садится на солончаке, ничто не растёт здесь и не надо пытаться освоить эти земли.
Но есть места, где вода поднимается к поверхности. Здесь - обилие растений. Такие участки называются оазисами.
Растения Осока пустыннаяГусиный лук
Растения Перекати - полесаксаул
Растения Акация песчанаяПолынь серозёмная
Приспособления растений к условиям жизни в пустыне : 1) маленькие листья; 2) густое опушение листьев; 3) недоразвитые листья (крохотные чешуйки; 4) сбрасывание листьев и даже молодых побегов с наступлением жары; 5) толстая плёнка из водонепроницаемого вещества на поверхности листьев; 6) растения-насосы ( корни метров ); 7) утолщённые стебли или листья.
Животные Просмотр видеофильма: ! Выписать животных
Животные первый помощник жителей пустынь – верблюд Сайгак
Животный мир пустынь богат и разнообразен. Животные ведут преимущественно наземный образ жизни. Некоторые с наступлением жары (черепахи) зарываются глубоко в песок на глубину до 2 метров
«визитная карточка» учебник- 296стр. Табл.4 Степень антропоген- ного преобразова- ния Возделыва емые культуры Направле- ние Жив-ва Основные промыслы Система расселения (191стр, рис. 143) Полезные ископаемые Антропогенно- естественный вид Пшеница, рис, кормовые травы, бахча, виноград Тонкорунное овцеводство, коневодство, верблюдо - водство очаговоеНефть
Что вы обычно представляете себе, когда слышите слово «пустыня»? (вопрос классу после изучения темы)
Для человека несведущего пустыня представляется совершенно безжизненным пространством. Но это ошибочное мнение.
Найдены в пустыне и полезные ископаемые: ( золото, каменный уголь, железные руды, природный газ ). Широко ведётся их добыча и переработка. Растут города, посёлки.
Много полезного даёт людям эта земля. Осваивая пустыню, люди должны очень заботливо относиться к её удивительной природе ! Осваивая пустыню, люди должны очень заботливо относиться к её удивительной природе !
Спасибо за внимание!
Источники информации Интернет-ресурсы: Презентация "Окружающий мир 3-4 класс " работа Ильиной И.В. Презентация - проект «Пустыни и полупустыни» Авторы - Бочкова Елена, Новикова Евгения, Смирнова Валентина Учебные принадлежности: рабочая тетрадь 8 класс. География России: Природа и население. авторы Э.В.Ким, Н.А.Марченко и др. М.; «Дрофа» А.Н.Алексеев и др. учебник География России: Природа и население 8 класс М.; Дрофа» 2011 фрагмент видеоэнциклопедии «Где живут организмы». Биология 5 класс. Видеостудия «Кварт» Москва