Туснина Ольга Александровна учитель начальных классов МБОУ « СОШ 80», г. Перми. « Использование в начальной школе технологии критического мышления »
Всё наше достоинство – в способности мыслить. Только мысль возносит нас, а не пространство и время, в которых мы ничто. Постараемся же мыслить достойно – в этом основа нравственности. Б. Паскаль.
Сегодня к выпускнику школы общество предъявляет достаточно серьёзные требования: - уметь самостоятельно приобретать знания; - применять их на практике для решения разнообразных проблем; - работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать; - самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем; - быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях. Задача нелёгкая, но вполне выполнимая. Многое зависит от нас, педагогов. Решение многих проблем вижу в освоении и применении на своих уроках новых технологий, активизирующих познавательную и творческую деятельность школьников.
Работая с детьми младшего школьного возраста, я старалась найти такие методы и приёмы работы на уроках литературного чтения, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения.
И я этот метод нашла ! Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления ( ТРКМ ).
ТРКМ ( технология развития критического мышления ) Американские педагоги Дж. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл, С. Уолтер разработали технологию развития критического мышления. Она является относительно новой для России, с ней знакомы далеко не все педагоги наших школ. Ещё лев Толстой говорил : « Знание только тогда знание, когда оно обретено усилиями своей мысли, а не памятью ».
Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией.
C г по года я была участницей мастерской РУ ТРКМ.2012 Цель мастерской : обучение методике разработки уроков в технологии развития критического мышления. Задачи : Познакомиться с ТРКМ, принципами, положенными в основу технологии, трёхфазной моделью технологии. Изучить приёмы и стратегии, используемые в технологии, цели каждого приёма, особенности использования. Освоить использование некоторых классов приёмов : табличные, графические, приёмы творческой рефлексии, работа с вопросами и другие. Построить методический конструктор приёмов. Выполнить разработку конспекта собственного урока в ТРКМ.
Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов ( стадий ): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии. 1 этап - « Вызов » ( ликвидация чистого листа ). Ребенок ставит перед собой вопрос « Что я знаю ?» по данной проблеме. 2 этап - « Осмысление » ( реализация осмысления ). На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии ( что хочу знать ). 3 этап - « Рефлексия » ( размышление ). Размышление и обобщение того, « что узнал » ребенок на уроке по данной проблеме.
Но опыт показывает, что моделировать урок в этой технологии не просто ( особенно в 1 классе, в начальной школе ). Поэтому первое время я ограничивалась только элементами. 1. Кластеры – графические синтезаторы. Они показывают несколько различных типов связей между объектами или явлениями. При их составлении используются приёмы аналитической и синтетической работы над звуковым и буквенным составом слов, что способствует развитию у детей фонематического слуха.
2. Синквейны. Эти упражнения позволяют развивать такие мыслительные операции как анализ, синтез, конкретизация, обобщения, развивают творческие способности, способствуют формированию у детей произвольного отношения к родной речи, упражняют в подборе слов по вопросам, преобразовании слов. Пример : изучаем стихотворение « Зима » и составляем синквейн. Вопросы на доске - дети называют ответы ( хорошо интегрировать с ИЗО ).
Время года, наступившее после осени ( или когда мы встречаем праздник Нового года ). ЗИМА Описание зимы. ( какая она ?) БЕЛАЯ СНЕЖНАЯ ХОЛОДНАЯ Действия, которые она совершает ( что делает ) ПОКРЫВАЕТ ЗАСЫПАЕТ РАССТИЛАЕТ Какими слова можно назвать зиму ? ЧАРОДЕЙКА ВОЛШЕБНИЦА ХУДОЖНИЦА
Загадка и рисунок, стихотворение (2-3 строчки ) и т. п. Задания творческого характера.
Приём « Верите ли вы, что …» Этот приём позволяет анализировать, сравнивать, развивать воображение, умение доказательно обосновывать своё мнение ( можно использовать квадрат зеленого цвета – да, квадрат красного цвета – нет ). Верите ли вы, что в русском языке 14 гласных ? Верите ли вы, что в русском языке 33 буквы ? Верите ли вы, что буква В следует за буквой К ? Верите ли вы, что Ь ( мягкий знак ) имеет звук ? и т. д.
Обобщая всё вышесказанное, я думаю, что эта технология заинтересовала многих и многие поняли, что она отвечает целям современного образования и является одной из приоритетных, т. к. способствует интерактивному включению учащихся в образовательный процесс. ТОГДА познакомьтесь со структурой урока в концепции "критического мышления":
1 стадия «Вызов» Цели: Актуализация опыта и предыдущих знаний Активизация деятельности учащихся Формирование мотивации на учебную деятельность Постановки обучаемыми индивидуальных целей в учебной деятельности
Методические приемы ТКМ на первой стадии «Вызова» «Мозговой штурм» Формулировка вопросов, ответы на которые нужно найти в тексте Работа с ключевыми терминами. Перевёрнутые логические цепи (связать последовательность элементов информации в нужной последовательности). Свободное письмо (задаётся тема, а способ воплощения - нет; пишите всё, что приходит в голову: это может быть связанный текст, или опорные словосочетания). Разбивка на кластеры (построение логографа-выделение блоков идей). Механизм ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал). Толстые и тонкие вопросы
2 стадия – «Реализация» Цели: Получение обучаемыми нового знания Формирование понимания и систематизация знаний Освоение способа работы с информацией Поддержка целей, поставленных на стадии вызова
Методические приемы ТКМ на второй стадии «Осмысления» Маркировочная таблица ( «v» - я так и думал, «+» - новая информация, «-» - у меня по-другому, «?» - не очень понятно, я удивлён). Взаимоопрос и взаимообучение (например, задать друг другу вопросы). Двойной дневник (страница делиться на две части: слева - что понравилось, запомнилось, справа - почему, какие ассоциации). Заполнение таблицы ЗХУ.
3 стадия – «Рефлексия» Цели: Присвоение нового знания Создание целостного представления о предмете Расширение проблемного поля, постановка новых целей в учебной деятельности Работа по оценке и самооценке развития обучаемых в предмете
Методические приемы ТКМ на третьей стадии «Рефлексии» Возврат к стадии вызова (обсудить, что совпало). Возврат к ключевым словам. Возврат к перевернутым логическим цепочкам. Возврат к кластерам (их заполнение). Возврат к ЗХУ Творческая работа - синквейн Эссе
Знания и умения, полученные при работе в мастерской, во Всероссийской Педагогической Видеоконференции применяю в своей работе. Результат : Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
Поверьте Технология критического мышления на уроках литературного чтения, ее применение позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным. Развиваются познавательные способности и познавательные процессы личности : разные виды памяти ( слуховой, зрительной, моторной ), мышление, внимание, восприятие. Также развитие критического мышления направлено на удовлетворение потребностей личности в уважении, самоутверждении, общении, игре и творчестве.