Использование ИКТ на уроках математики как средство формирования УУД в основной школе Автор: Данильченко Юлия Николаевна, учитель математики, информатики и ИКТ МБОУ СОШ 6 г. Славянск-на-Кубани
Актуальность Современное информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений.
Существуют определенные различия формирования УУД в начальной и основной средней школе. Наблюдаются значительные изменения в наполнении УУД, возрастает уровень сложности действий, меняются результаты ранжирования УУД по степени сложности их формирования.
Универсальные учебные действия (УУД) – это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Для успешного обучения у учащихся должны быть сформированы четыре основных вида УУД:
Личностные УУД Виды заданий: участие в проектах; подведение итогов урока; творческие задания; мысленное воспроизведение картины, ситуации; самооценка события; дневники достижений
Регулятивные УУД Виды заданий: преднамеренные ошибки; поиск информации в предложенных источниках; взаимоконтроль; «ищу ошибки»
Познавательные УУД Виды заданий: «на что похоже?»; поиск лишнего; «лабиринты»; упорядочивание «цепочки»; хитроумные решения; составление схем-опор; работа с разного вида таблицами; составление и распознавание диаграмм
Коммуникативные УУД Виды заданий: составь задание партнёру; отзыв на работу товарища; групповая работа по составлению кроссворда; «отгадай, о ком говорим»; диалоговое слушание; «подготовь рассказ…», «опиши устно…»
В настоящее время, в век компьютеров и новых технологий, для достижения результатов, важно, в первую очередь, инициировать у детей собственные вопросы: «Чему мне нужно научиться?» и «Как мне этому научиться?».
Средством формирования УУД у школьников может служить применение различных информационных технологий. Не только презентаций, но и активно вошедшие в школьный обиход интерактивные доски и приставки, позволяющие расширить возможности урока, предоставляя ученику возможность не только следить за материалом, но и активно взаимодействовать и работать с ним.
Интерактивная доска Интерактивная доска – это сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере Интерактивная доска реализует один из важнейших принципов обучения – наглядность.
Примеры заданий
Коммуникативные УУД: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения. Проблемная ситуация Проблемный вопрос Поиск решения проблемы учениками
Решение задачи Определение степени успешности выполнения своей работы
Система оперативного контроля знаний Interwrite PRS
Школа должна ребенка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).
Список используемых источников Сборник. III ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН «НОВОЙ ШКОЛЕ – НОВОЕ КАЧЕСТВО». ЧАСТЬ 2 ФГОС ООО: ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ. ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ sistemy-razvivayushchego-obucheniya-kak-osnova- vnedreniya-federalnykh-gosudarstvenny/ sistemy-razvivayushchego-obucheniya-kak-osnova- vnedreniya-federalnykh-gosudarstvenny/