Подготовка к ЕГЭ по русскому языку 11 класс Обобщение по теме: «Сложноподчиненные предложения с одним придаточным» Подготовил учитель МБОУ Капыревщинской.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подготовка к ЕГЭ Обобщение по теме: «Сложноподчиненные предложения с одним придаточным» Урок 1.
Advertisements

Урок русского языка в 11 классе по теме «Сложноподчинённое предложение» Подготовила Пухова Индина Тотразовна, учитель русского языка и литературы МБОУ.
Презентацию подготовил преподаватель русского языка БОУ ОО СПО «ОКТЭС» Кириленко Елена Александровна Сложноподчиненные предложения. 9 (11) класс.
Сложноподчиненные предложения. Проблемный вопрос: Является ли предложение Висячие сады Семирамиды были построены небезызвестным вавилонским царём Навуходоносором,
Сложное предложение Подготовила ученица 9 «В» класса Редькина Виолетта.
Тема: Виды сложноподчиненных предложений. СПП с придаточными изъяснительными и определительными.
Виды сложноподчиненных предложений Автор: Филипенкова О.В. Учитель русского языка и литературы.
Создание проекта страницы электронного учебника по русскому языку для 9 класса «Сложноподчиненное предложение и его особенности»
Тема урока: Виды сложноподчиненных предложений. Создание рисунка в векторном редакторе.
Тема: Виды сложноподчиненных предложений. Создание рисунка в векторном графическом редакторе
Сложноподчиненное предложение Ховрич Ольга 9 класс.
Тема занятия 25: «Сложноподчиненное предложение. Типы придаточных.».
Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными.
Урок русского языка в 9 классе на тему «Группы придаточных предложений по значению» Подготовила: Подготовила: учитель русского языка и литературы филиала.
Выполнила ученица 11 класса Ильина Татьяна Руководитель: учитель русского языка и литературы Николаева Н. Г.
Устное сообщение на лингвистическую тему Цель: создать условия для формирования коммуникативной,лингвистической, культуроведческой компетенции через использование.
Сложноподчинённые предложения Теоретические сведения.
БСП ССП СПП Виды связи: бессоюзная, подчинительная сочинительная.
Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными Автор презентации: Хайров Вячеслав, ученик 9 класса Руководитель: Маурер Лидия Андреевна,
Зачетная работа учащихся 11 класса Группа «Лингвисты»
Транксрипт:

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку 11 класс Обобщение по теме: «Сложноподчиненные предложения с одним придаточным» Подготовил учитель МБОУ Капыревщинской СОШ Икромова И.И.

Сложноподчиненное предложение (СПП) состоит из неравноправных частей, где одна часть зависит от другой. Независимая часть называется главной, а зависимая придаточной. Части СПП соединяются при помощи подчинительных союзов и союзных слов, которые находятся в придаточной части. [ Грустно видеть ], ( когда юноша теряет лучшие свои надежды и мечты…) (М.Ю. Лермонтов)

Классификация типов придаточных предложений определительныеизъяснительные обстоятельственные

СПП с придаточным определительным Всю мою жизнь я видел настоящими героями только людей, которые любят и умеют работать. (М. Горький)

СПП с придаточным определительным Отвечают на вопрос какой? Всю мою жизнь я видел настоящими героями только людей (каких людей?), которые любят и умеют работать.

СПП с придаточным определительным Относятся к одному слову в главной части существительному, местоимению или слову, употребленному в значении существительного. Всю мою жизнь я видел настоящими героями только людей, которые любят и умеют работать.

СПП с придаточным определительным Присоединяются при помощи союзных слов относительных местоимений какой, который, чей, что и наречий где, куда, откуда, когда.

Практическое задание 1 Дополните выделенные слова в главных предложениях придаточными определительными, выбрав нужную форму союзного слова который. а) Я с жадностью читал новые книги (поступали к нам в библиотеку). б) Игру пришлось закончить из-за наступившей темноты (мы увлеклись). в) В книге рассказывается интересная история из жизни знаменитого путешественника (подарил мне товарищ).

Ответы а) Я с жадностью читал новые книги, которые поступали к нам в библиотеку. б) Игру, которой мы увлеклись, пришлось закончить из-за наступившей темноты. в) В книге, которую подарил мне товарищ, рассказывается интересная история из жизни знаменитого путешественника.

СПП с придаточным изъяснительным Левинсон распорядился, чтобы к вечеру собрался для обсуждения Морозкиного поступка сельский сход. (А.Фадеев)

СПП с придаточным изъяснительным Отвечают на падежные вопросы. Левинсон распорядился (о чем?), чтобы к вечеру собрался для обсуждения Морозкиного поступка сельский сход.

СПП с придаточным изъяснительным Относятся к членам предложения, имеющим значения речи, мысли, чувства (сказал, подумал, рад, обрадовался, известно, ясно, жаль, разговор, сообщение и др.) Недаром говорится, что дело мастера боится.

СПП с придаточным изъяснительным Присоединяется к главной части: а) при помощи союзов (что, как, будто, чтобы, как будто и др.) б) при помощи союзных слов (что, кто, как, какой, почему, где, куда, откуда и др.) в) при помощи частицы ли в значении союза.

СПП с придаточным изъяснительным Всегда находится после главного предложения, т.к. раскрывает, поясняет его смысл. Я рад, что вы успешно закончили свою работу.

СПП с придаточным изъяснительным Иван Ильич спросил, где находится штаб. Теперь Леонтьеву стало ясно, о чем он будет писать. Казбич вообразил, будто Азамат украл у него лошадь. Крайнев увидел, как в открытые ворота въехала колонна машин. Профессор спросил, написал ли я доклад.

Практическое задание 2 Переделайте предложение с прямой речью в сложноподчиненное предложение с косвенной речью, т.е. с придаточным изъяснительным. а) Дежурный по станции сказал: «Поезд придет через несколько минут». б) Раздалась команда: «Пассажиры, приготовьтесь к посадке!» в) Проводник поинтересовался: «Много у вас багажа?»

Ответы а) Дежурный по станции сказал, что поезд придет через несколько минут. б) Раздалась команда, чтобы пассажиры приготовились к посадке. в) Проводник поинтересовался, много ли у нас багажа.

СПП с придаточным обстоятельственным Алексей пополз туда, куда улетел самолет. Когда уже почти стемнело, мы решили остановиться на привал. Если исчезнет воображение, человек перестанет быть человеком. Лес стоял тихий и молчаливый, потому что главные певцы улетели.

СПП с придаточным обстоятельственным Имеют значения те же, что и обстоятельства в простом предложении, поэтому и отвечают на те же вопросы (где, куда, когда, почему, зачем, как, при каком условии и др.) Чаще всего присоединяются ко всему главному предложению.

СПП с придаточным обстоятельственным Виды Союзы и союзные слова Образа действия и степени Как, сколько, насколько, что, чтобы, будто, словно и др. МестаГде, куда, откуда ВремениКогда, пока, едва, как только УсловияЕсли, когда, раз и др. ПричиныПотому что, так как, ибо и др. ЦелиЧтобы, для того чтобы и др. СравненияКак, чем, словно, будто и др. УступкиХотя, пускай, как ни и др. СледствияТак что

СПП с придаточным обстоятельственным Придаточная часть может находиться впереди, позади или внутри главного предложения а) ( Куда ни взглянешь), [ всюду холмы ]. б) [ Я решил подняться на гору ], (чтобы оттуда осмотреть окрестности). в) [ Утром, ( как только мы отошли от стоянки), сразу же увидели тропу ].

Алгоритм рассуждения при определении вида придаточного предложения Найти грамматические основы; установить смысловые отношения между частями сложного предложения, определить главное и придаточное предложения; поставить вопрос от главного предложения к придаточному; найти союз или союзное слово в придаточном предложении; по вопросу и союзу определить вид придаточного предложения.

Обратите внимание! Один и тот же союз может быть в придаточных разного вида! Над долиной (какой долиной?), где мы ехали, спустились тучи. (опр.) Теперь мне стало ясно (что?), где синичка спрятала гнездо. (изъясн.) Алексей пополз туда (куда?), где теперь уже совсем ясно были различимы звуки канонады.(обст.)

Практическое задание 3 Определите вид придаточных предложений, расставьте запятые 1) В степной полосе где был расположен родной Колин городок лесов не было. 2) Леонтьев охотно соглашался со всем что говорил капитан. 3) Пять километров до села Спасского откуда мы должны были двинуться вверх по реке не заняли и сорока минут.

Ответы 1) В степной полосе, где был расположен родной Колин городок, лесов не было.(опр.) 2) Леонтьев охотно соглашался со всем, что говорил капитан. (изъясн.) 3) Пять километров до села Спасского, откуда мы должны были двинуться вверх по реке, не заняли и сорока минут. (опр.)

ИСТОЧНИКИ: 1. Русский язык: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко. – М.: Просвещение, Русский язык классы: Учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин,, М.А. Мищерина. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», Сенина Н.А. Русский язык. ЕГЭ – Вступительные испытания: Учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, Петрова Е.В. Тесты по русскому языку. – М.: «Экзамен», Демо-версия ЕГЭ – 2012.