Организация дифференцированной работы как средство успешного усвоения учебного материала младшими школьниками Выполнила работу учитель начальных классовТомиленко Валентина Петровна МОУ «Очкуровская СОШ» МОУ «Очкуровская СОШ» село Очкуровка Николаевского района Волгоградской области
План: 1.Цели и задачи 2.Сущность дифференцированного подхода. 3.Преимущества организации дифференцированной работы. 4.Виды дифференциации. 5.Осуществление дифференцированного подхода в разных звеньях учебно- воспитательного процесса. 6.Вывод.
Цели и задачи: Цели : разработать критерии деления учащихся на группы; методику введения дифференцированных заданий как средство успешного усвоения учебного материала. Задачи: 1.Изучить и проанализировать литературу по данной теме; 2. Изучить индивидуальные особенности учащихся и разработать диагностику учебной деятельности; 3. Подобрать и разработать разноуровневые упражнения.
2. Сущность дифференциального подхода. Дифференцированное обучение - это форма организации учебного процесса, при котором максимально учитываются возможности и запросы каждого ученика или отдельных групп школьников. Цель дифференцированного обучения – создание комфортной среды для обучения и развития личности с учетом индивидуально- психологических особенностей.
3.Преимущества организации дифференцированного подхода исключается уравниловка и усреднение детей; повышается уровень мотивации учения в сильных группах; в группе, где собраны дети с равными способностями, ребёнку легче учиться; создаются щадящие условия для слабых; у учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному; отсутствие в классе отстающих позволяет не снижать общий уровень преподавания; появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам; реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании; повышается уровень Я - концепция ученика: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности.
4. Виды дифференциации : региональную - по типу школ (спецшколы, гимназии, лицеи, колледжи, частные школы, комплексы); внутришкольную (уровни, профили, отделения, углубления, уклоны, потоки); в параллели (группы и классы различных уровней: гимназические, лицейские, классы компенсирующего обучения и т.д.); межклассную (факультативные, сводные, разновозрастные группы); внутриклассную, или внутрипредметную (группы в составе класса).
Организация внутриклассной дифференциации Определение критерия, на основе которого выделяются группы учащихся для дифференцированной работы; Проведение диагностики по выбранному критерию; Распределение детей по группам с учетом результатов диагностики; Выбор способов дифференциации, разработка разноуровневых заданий для созданных групп учащихся; Реализация дифференцированного подхода к школьникам на различных этапах урока; Диагностический контроль за результатами работами учащихся, в соответствии с которым может изменяться состав групп и характер дифференцированных заданий.
Осуществление дифференциального подхода приобретает особое значение в обучении, так как одной из существенных особенностей учащихся является их разнородность по: мотивам учения; познавательным интересам; пробелам в знаниях; уровню предшествующих знаний; работоспособности; общей способности к учению; уровню умения работать самостоятельно; особенностям мыслительной деятельности, (и т.д.)
Рациональные критерии дифференциации учащихся. Психологическими основами дифференциации и индивидуализации обучения являются: уровень обученности и обучаемости; уровень общих умственных способностей; скорость усвоения; индивидуальный стиль умственной деятельности; психофизические особенности учащихся.
Для практического осуществления дифференциального подхода важно решить вопрос о количестве и составе групп: А) В зависимости от типа высшей нервной системы – 4 группы (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик). Б) В зависимости от уровня знаний, умений, навыков – 3 группы (сильные, средние, слабые).
5. Осуществление дифференцированного подхода к учащимся в разных звеньях учебного процесса. Дифференциация заданий по объёму и трудности Дифференциация заданий по степени оказания помощи ученику со стороны учителя, по степени самостоятельности учащихся при выполнении задания
Виды дифференцированной и индивидуализированной помощи: опоры различного типа (от плаката - примера на конкретное правило до опорного конспекта и обобщающей таблицы); алгоритмы решения задачи или выполнения задания (от аналогичного примера до логической схемы); указание типа задачи, закона, правила; подсказка (намёк, ассоциация) идеи, направления мысли; предупреждение о возможных ошибках; разделение сложного задания на составляющие.
Работа над ошибками, домашнее задание Как минимум три варианта, рассчитанных на учеников 1) увлеченных, легко усваивающих материал 2) испытывающих определенные затруднения 3) имеющих существенные пробелы в знаниях, неуверенных в себе
Оценка знаний, умений и навыков Задания I варианта требуют воспроизведение материала, содержат даже определенную дозу помощи. Задания II варианта направлены на применение знаний, умений в новой ситуации, установление связей между понятиями. Задания III варианта рассчитаны на учащихся, проявляющих большую степень самостоятельности (творческие задания).
4. Вывод Осуществление дифференцированного подхода должно иметь место во всех звеньях учебного процесса. Учитель в свою очередь получает возможность создать благоприятные условия для организации работы при изучении материала. По итогам проведенного тестирования видно, что у учащихся повысился интерес к обучению. Повысилось качество знаний По математике - с 50% до 80%; по русскому языку- с 45% до 70%; По литературному чтению – с 65% до 90%; по окружающему миру – с 65% до 90%.
Спасибо за внимание!
Источники: 1. Материалы интернет 2.Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, Дьяченко В. К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. – М.: Педагогика, Дьяченко В. К. Сотрудничество в обучении. – М.: Просвещение, Землянская Е. Н. Учебное сотрудничество младших школьников на уроках// Начальная школа. – Гражданцева В. А. Педагогика сотрудничества как условие развитие личности// Начальная школа. –