Урок литературного чтения. 4 класс Краснодарский край ст. Новопокровская МОУ СОШ 1 учитель: Панкрац Лариса Николаевна учитель: Панкрац Лариса Николаевна
Михаил Васильевич Ломоносов
Михаил Ломоносов родился в деревне Мишанинской Куростровской волости Двинского уезда Архангелогородской губернии в зажиточной семье помора Василия Дорофеевича ( ) и дочери просвирницы погоста, Елены Ивановны Ломоносовых. Отец, по отзыву сына, был по натуре человек добрый, но «в крайнем невежестве воспитанный». Мать М. В. Ломоносова умерла очень рано, когда ему было девять лет. Михаил Ломоносов родился в деревне Мишанинской Куростровской волости Двинского уезда Архангелогородской губернии в зажиточной семье помора Василия Дорофеевича ( ) и дочери просвирницы погоста, Елены Ивановны Ломоносовых. Отец, по отзыву сына, был по натуре человек добрый, но «в крайнем невежестве воспитанный». Мать М. В. Ломоносова умерла очень рано, когда ему было девять лет.деревне Мишанинской Двинского уездаАрхангелогородской губерниипоморадеревне Мишанинской Двинского уездаАрхангелогородской губерниипомора
Михаил начал помогать отцу с десяти лет. Вместе они ходили рыбачить в Белое море и до Соловецких островов. Нередкие опасности плавания закаляли физические силы юноши и обогащали его ум разнообразными наблюдениями. Влияние природы русского севера легко усмотреть не только в языке М. В. Ломоносова, но и в его научных интересах: «вопросы северного сияния, холода и тепла, морских путешествий, морского льда, отражения морской жизни на суше всё это уходит далеко вглубь, в первые впечатления молодого помора»[23]. Михаил начал помогать отцу с десяти лет. Вместе они ходили рыбачить в Белое море и до Соловецких островов. Нередкие опасности плавания закаляли физические силы юноши и обогащали его ум разнообразными наблюдениями. Влияние природы русского севера легко усмотреть не только в языке М. В. Ломоносова, но и в его научных интересах: «вопросы северного сияния, холода и тепла, морских путешествий, морского льда, отражения морской жизни на суше всё это уходит далеко вглубь, в первые впечатления молодого помора»[23].Белое мореСоловецких островов[23]Белое мореСоловецких островов[23]
Грамоте обучил Михайлу Ломоносова дьячок местной церкви С. Н. Сабельников. «Вратами учёности», по его собственному выражению, для него делаются «Грамматика» Мелетия, «Арифметика», «Стихотворная Псалтырь». В четырнадцать лет юный помор грамотно и чётко писал. Грамоте обучил Михайлу Ломоносова дьячок местной церкви С. Н. Сабельников. «Вратами учёности», по его собственному выражению, для него делаются «Грамматика» Мелетия, «Арифметика», «Стихотворная Псалтырь». В четырнадцать лет юный помор грамотно и чётко писал. помор
Жизнь Ломоносова в родном доме делалась невыносимой, наполненной постоянными ссорами с мачехой. Особенно ожесточала мачеху страсть Ломоносова к книгам. Узнав, что отец хочет женить его, Ломоносов решил бежать в Москву. Он прикинулся больным, женитьбу пришлось отложить Жизнь Ломоносова в родном доме делалась невыносимой, наполненной постоянными ссорами с мачехой. Особенно ожесточала мачеху страсть Ломоносова к книгам. Узнав, что отец хочет женить его, Ломоносов решил бежать в Москву. Он прикинулся больным, женитьбу пришлось отложитьмачехой
В декабре 1730 года 19-летний Михаил отправляется вместе с караваном с рыбой из Холмогор в Москву. Путешествие в Москву выглядело как бегство, поскольку будущий учёный покинул дом ночью, тайно, ни с кем не простившись. Долгое время его считали беглым. Ломоносов взял с собой, помимо одежды (две рубахи и тулуп), лишь подаренные ему соседом «Грамматику» и «Арифметику». Отправился он пешком, нагнав караван лишь на третий день и упросил рыбаков разрешить ему идти вместе с ними. Путешествие до Москвы заняло три недели, и в начале января 1731 года Ломоносов прибыл в Москву. В декабре 1730 года 19-летний Михаил отправляется вместе с караваном с рыбой из Холмогор в Москву. Путешествие в Москву выглядело как бегство, поскольку будущий учёный покинул дом ночью, тайно, ни с кем не простившись. Долгое время его считали беглым. Ломоносов взял с собой, помимо одежды (две рубахи и тулуп), лишь подаренные ему соседом «Грамматику» и «Арифметику». Отправился он пешком, нагнав караван лишь на третий день и упросил рыбаков разрешить ему идти вместе с ними. Путешествие до Москвы заняло три недели, и в начале января 1731 года Ломоносов прибыл в Москву.1730 года1731 года1730 года1731 года
«Спасские школы», то есть, в Московская славяно- греко-латинская академия. Ломоносову пришлось подделать документы и выдать себя «за сына холмогорского дворянина». «Спасские школы», то есть, в Московская славяно- греко-латинская академия. Ломоносову пришлось подделать документы и выдать себя «за сына холмогорского дворянина». Страстная тяга к учёбе, бедность («один алтын в день») и насмешки малолетних одноклассников окружали Ломоносова. Страстная тяга к учёбе, бедность («один алтын в день») и насмешки малолетних одноклассников окружали Ломоносова.алтын Ломоносов зарекомендовал себя как прилежный ученик. В библиотеке Заиконоспасского монастыря он читал летописи, патристику и другие богословские книги, издания светского содержания и философские, и даже физические и математические сочинения; «находимыя в оной книги утвердили его в языке славянском». Ломоносов зарекомендовал себя как прилежный ученик. В библиотеке Заиконоспасского монастыря он читал летописи, патристику и другие богословские книги, издания светского содержания и философские, и даже физические и математические сочинения; «находимыя в оной книги утвердили его в языке славянском».Заиконоспасского монастырялетописипатристикубогословскиеЗаиконоспасского монастырялетописипатристикубогословские
В 1735 году, не дойдя ещё до богословского класса, Ломоносов был вместе с другими двенадцатью учениками Спасского училища отправлен в Петербург и зачислен в студенты университета при Академии Наук В 1735 году, не дойдя ещё до богословского класса, Ломоносов был вместе с другими двенадцатью учениками Спасского училища отправлен в Петербург и зачислен в студенты университета при Академии Наук1735 годуПетербургАкадемии Наук1735 годуПетербургАкадемии Наук
В марте 1736 года Академия Наук принимает решение отправить в Европу 12 наиболее способных молодых людей из «Спасских школ» для обучения естественным (физика, химия) и техническим наукам. Ломоносов поселяется в Германии. Там укрепил свои знания немецкого языка, обучался французскому и итальянскому языкам, танцам, рисованию и фехтованию В марте 1736 года Академия Наук принимает решение отправить в Европу 12 наиболее способных молодых людей из «Спасских школ» для обучения естественным (физика, химия) и техническим наукам. Ломоносов поселяется в Германии. Там укрепил свои знания немецкого языка, обучался французскому и итальянскому языкам, танцам, рисованию и фехтованию1736 годафизикахимия1736 годафизикахимия
"Отечеству подать довольство, честь, покой и просветить народ" вот основной лозунг Ломоносова, ради которого по его словам "нам сносны все труды и не ужасны смерти". "Отечеству подать довольство, честь, покой и просветить народ" вот основной лозунг Ломоносова, ради которого по его словам "нам сносны все труды и не ужасны смерти". «Для пользы общества коль радостно трудиться" вот принцип, им развиваемый в течение всей его деятельности. «Для пользы общества коль радостно трудиться" вот принцип, им развиваемый в течение всей его деятельности.
Портрет середины 19 века.
В 1741 вернулся в Россию и был назначен адъюнктом Академии наук, в 1745 стал профессором химии и членом Академии наук; в 1763 был произведен в статские советники. В 1741 вернулся в Россию и был назначен адъюнктом Академии наук, в 1745 стал профессором химии и членом Академии наук; в 1763 был произведен в статские советники.
апреля скончался от воспаления лёгких в собственном доме на реке Мойке апреля скончался от воспаления лёгких в собственном доме на реке Мойке воспаления лёгкихМойке 1765 воспаления лёгкихМойке апреля похоронен на Лазаревском кладбище Александро- Невской лавры[21] апреля похоронен на Лазаревском кладбище Александро- Невской лавры[21] Лазаревском кладбище[21] 1765 Лазаревском кладбище[21]
Могила Могила Могила Ломоносова М.В.
Ломоносов Михаил Васильевич - первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, человек энциклопедических знаний, разносторонних интересов и способностей, один из основоположников физической химии, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник отечественного просвещения и развития самостоятельной русской науки. Ломоносов Михаил Васильевич - первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, человек энциклопедических знаний, разносторонних интересов и способностей, один из основоположников физической химии, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник отечественного просвещения и развития самостоятельной русской науки.