О чём эта сказка-быль? Что в ней реального, а что сказочного? Кто является главным героем (героями) этого произведения? Как вы думаете, зачем автор написал это произведение? В чём поучительный смысл сказки- были?
«Жил на свете маленький цветок. Никто и не знал, что он есть на земле. Он рос один на пустыре;коровы и козы не ходили туда, и дети из пионерского лагеря там никогда не играли. На пустыре трава не росла, а лежали одни старые серые камни, и меж ними была сухая мёртвая глина… Ветер носил семена и сеял их всюду. В чёрной доброй земле из семян рождались цветы и травы, а в камне и глине семена умирали».
ЦитатыЗамечания, выводы Мои чувства «Один на пустыре», «мёртвая глина», «семена умирали», «не играли», «не росла», «не ходили» Цветок одинок, вокруг него смерть, и он обречён на гибель. (Антитеза: жизнь- смерть) Жалость, беспокойство, опасение, безысходность, обречённость на гибель. «томилось», впилось в камень», «стало расти». Настойчивость, желание выжить вопреки смерти. Уважение
« А однажды упало из ветра одно семечко, и приютилось оно в ямке меж камней и глиной. Долго томилось это семечко, а потом напиталось росой, распалось, выпустило из себя тонкие волоски, впилось ими в камень и в глину и стало расти». Приютилось – нашло место для спасения и отдыха. Томилось – мучиться, испытывать трудности. Впилось – крепко, глубоко проникнуть, вонзиться во что-нибудь.
«Нечем было ему питаться в камне и глине; капли дождя, упавшие с неба, сходили по верху земли и не проникали до его корней, а цветок всё жил и жил и рос помаленьку выше». Чтобы смочить сухие пылинки, «цветок всю ночь сторожил росу и собирал её по каплям на своих листьях. А когда листья тяжелели от росы, цветок опускал их, и роса падала вниз и разъедала мёртвую глину. Днём цветок сторожил ветер, а ночью росу. Он трудился и день и ночь, чтобы жить и не умереть». Жизнь вопреки смерти, сопротивление, упорство, настойчивость, трудолюбие. Восторг, гордость, уверенность в нём.
«Однако трудно было цветку питаться из одних пылинок, что выпали из ветра, а ещё собирать для них росу. Но он нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости. Лишь один раз в сутки цветок радовался: когда первый луч солнца касался его утомлённых листьев». Голод, усталость, терпение, выдержка, целеустремлённость, жизнелюбие, оптимизм. Жалость, сочувствие, восхищение.
«Цветок, однако, не хотел жить печально… Всё же он постоянно старался расти, если даже корни его глодали голый камень и сухую глину». Оптимизм, мужество, стойкость. Восхищение. «Стал настоящим цветком. Венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как звёзды. И, как звезда, он светился живым мерцающим огнём, и его видно было даже в тёмную ночь. А когда ветер приходил на пустырь, он всегда касался цветка и уносил его запах с собою».
«Пионеры долго стояли вокруг маленького цветка и любовались им, как героем…» «от новых цветов шло благоухание, такое же, как от того маленького цветка-труженика»
«Новые цветы были тоже хорошие; они были только немного хуже, чем тот первый цветок». « Меж двумя тесными камнями вырос новый цветок – такой же точно, как тот старый, только немного лучше его и ещё прекрасней. Цветок этот рос из середины стеснившихся камней; он был живой и терпеливый, как его отец, и ещё сильнее отца, потому что он жил в камне».
Приемы РКМЧП: Синквейн 1 строка-1 существительное (тема) 2 строка-2 прилагательных (раскрывающие тему) 3 строка- 3 глагола (описывающие действия по теме) 4 строка- предложение (отношение к теме) 5 строка- 1 слово-резюме (синоним темы )
Звезда, Герой, труженик выносливость Л Ю Б О В Ь К жизни
Цветок, Настойчивый, жизнелюбивый, Страдает, борется, побеждает. Герой