ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА 9 «Б» КЛАССА «ПРОФЕССИЯ И КАРЬЕРА» АВТОР: СЫЧЕВА ТАТЬЯНА МИХАЙЛОВНА ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ МБОУ СОШ 1 ИМ. М. ГОРЬКОГО Г. АРЗАМАСА
АКТУАЛЬНОСТЬ СИСТЕМЫ Выбор профессии один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Количество профессий в наши дни измеряется четырехзначным числом, а их мир представляет собой подвижную картину.
СТАТИСТИКА По данным разных исследователей, девятиклассники, например, могут назвать в среднем лишь 2030 профессий. Изучение мотивов выбора профессии школьниками показало, что значительную роль в этом играют советы окружающих: 25% детей выбирают профессию под влиянием друга, который более самостоятелен, 17 % по совету родителей, 9% под влиянием средств массовой информации. Еще 9% руководствуются малозначительными факторами, например, близостью вуза к дому. И только 40% подростков выбирают профессию, ориентируясь на содержание деятельности.
ЦЕЛИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ формирование психологической готовности к совершению осознанного профессионального выбора, повышение компетентности старшеклассников в области планирования карьеры.
ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ осознание своих желаний и возможностей; исследование способностей, интересов, интеллектуальных и личностных особенностей; ознакомление с основными принципами выбора профессии, планирования карьеры; знакомство с особенностями современного рынком труда; составление индивидуального образовательного плана или программы саморазвития в соответствии с диагностическими данными.
ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ свободного выражения своего мнения; взаимоуважения; доверительности; обратной связи; безоценочности.
МЕТОДЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ лекционный метод передачи знаний; психодиагностические методы исследования личности; методы социально-психологического тренинга: дискуссионный метод обсуждения различных профориентационных проблем, метод анализа конкретных ситуаций, учебно- игровая деятельность.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ Тема занятияФормы занятий Кол-во часов Раздел 1. 9 класс 1 Понятие о профессии и специальности. Общий обзор классификации профессий. Лекция, дискуссия, решение практических задач, игровые микроситуации, психодиагностич еские методы исследования личности, рефлексия 1 ч. 2 Факторы, влияющие на выбор профессии (хочу, могу, надо). Типичные ошибки при выборе профессионального пути. 1 ч. 3 Среднее профессиональное образование, средние профессиональные учреждения. 1 ч. 4Профессии с большой перспективой.1 ч. 5 Профессиональные ценности- методика ранжирования профессиональных ценностей. «Выбор профессии». 1 ч. Клуб интересных встреч «Юридические профессии»1 ч. Клуб интересных встреч «Медицинские профессии »1 ч. Клуб интересных встреч «Административные профессии»1 ч. Клуб интересных встреч «Профессии торговой отрасли»1 ч.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ Составление индивидуального (личного) профессионального плана каждым учащимся