«Слово о полку Игореве» - это удивительно яркое произведение национальной литературы – отразилось в творчестве многих русских художников и композиторов. Иначе и быть не могло: колорит национальной жизни, вечные нравственные ценности, на которых держится наша жизнь, - патриотизм и утверждение величия Руси, любовь и ощущение вечной связи человека и природы, мысль об ответственности человека за свой нравственный выбор – всё это отразилось во многих произведениях живописи и музыки.
Ваша сегодняшняя задача: Постарайтесь ощутить закономерность обращения художников и композиторов к определенным сценам и героям «Слова..». Подумайте над вопросом: могли бы сегодняшние художники и музыканты обратиться к образам древнерусского памятника литературы и что подчеркнули бы в них?
Виктор Васнецов «После побоища Игоря Святославича с половцами»
«Бились день, бились другой, на третий день к полудню пали стяги Игоревы…Тут кровавого вина не хватило, тут пир окончили храбрые русичи: сватов напоили, а сами полегли за землю Русскую.». «Читаешь – и не начитаешься, слушаешь – и не наслушаешься. Ароматом родной страны дышит «Слово…», - так говорил Виктор Васнецов о «Слове о полку Игореве». Почти два года работал художник над картиной – и на выставке передвижников в 1880 году полотно было представлено публике. «Хочу написать, как наши предки любили свою родину», - так определил художник замысел картины. Прокомментируйте эти слова.
Какое настроение отражено на картине Васнецова? Найдите символические детали и прокомментируйте их. На переднем плане изображены два русских воина: что прежде всего поражает в их облике? Какая мысль художника отражена в этих образах?
Ощутите звучание изображенного мира. Какое это звучание и почему? «Никнет трава от жалости, а дерево от печали к земле приклонилося». Как природа откликается на трагедию? Какие цвета доминируют в колорите картины и почему?
Имя Владимира Андреевича Фаворского ( ) неразрывно связано с художественным воплощением «Слова о полку Игореве». Скульптор, рисовальщик, мастер монументальной и станковой живописи, театральный художник, Фаворский приобрел мировую известность как художник-график. Может быть, со времен Дюрера европейская гравюра не знала художника столь могучего дарования. В представлении наших современников имя Фаворского, в первую очередь, связано с книжной графикой. На протяжении 15 лет, с 1937 по 1951, Фаворский работал над гравюрами на дереве к изданию «Слова о полку Игореве». И по сей день многие иллюстраторы «Слова…» называют Фаворского духовным учителем, а графическую серию – гравюрным переложением поэмы. Удивительно ясный, сильный и неисчерпаемый в своем художественном многообразии зрительный образ, созданный художником, дает возможность увидеть великую и трагическую историю Древней Руси, частица которой отражена в «Слове…».
Гравюры Владимира Фаворского к «Слову о полку Игореве» -Какой момент «Слова…» изображен на этой гравюре? -Что подчеркивает Фаворский в облике князя Игоря? Созвучно ли это замыслу неизвестного автора «Слова о полку Игореве»?
Вспомните строки из «Слова…», связанные с гравюрой В.Фаворского. В чём они созвучны этому изображению?
К образу Ярославны обращался также Илья Билибин («Ярославна в Путивле на крепостной стене»). Что для художника оказалось важным подчеркнуть в этой сцене «Слова…»?
Поэтических откликов на «Слово…» не счесть. Один из них – стихотворение Людмилы Татьяничевой «Ярославна». Снова дует неистовый ветер - Быть кровавому, злому дождю. Сколько дней, сколько длинных столетий Я тебя, мой единственный, жду. Выйду в поле, - то едешь не ты ли На запененном верном коне? Я ждала тебя в древнем Путивле На высокой на белой стене. Я навстречу зегзицей летела, Не страшилась врагов-басурман. Я твое богатырское тело Столько раз врачевала от ран. Проходили согбенные годы Через горы людской маеты, И на зов боевой непогоды Откликался по-воински ты. Не считал ты горячие раны, И на землю не падал твой меч. Откатилась орда Чингисхана Головою, скошённою с плеч. И остался на вечные веки Ты грозой для пришельцев-врагов. Омывают российские реки С рук твоих чужеродную кровь....Снова ветер гудит, неспокоен, Красный дождь прошумел по стране. Снова ты, мой возлюбленный воин, Мчишься в бой на крылатом коне. Труден путь твой, суровый и бранный, Но нетленной останется Русь, И тебя я, твоя Ярославна, В славе подвигов ратных дождусь.
Не раз художники обращались к сценам битвы дружины Игоря с половцами. Какую атмосферу передает картина Н.Пергаменщика «Битва русских с половцами»?
Печаль и напряженный драматизм отразились на картине А.Жабского «На половецкие степи».
Один из самых напряжённых эпизодов «Слова…» отразил Николай Константинович Рерих( «Поход князя Игоря»).
-Как вы думаете, почему художник выбирает для изображения именно этот эпизод (перескажите его, обратившись к тексту «Слова…»)? -Какую эмоциональную атмосферу создают краски картины? -Обратите внимание на композиционное решение: что необычного вы находите?
Александр Порфирьевич Бородин. Опера «Князь Игорь». Александр Бородин ( ) свое будущее мыслил в мире высокой химии и медицины. Так бы оно и было, если бы уже в молодости он не ощутил мощную власть музыки над своей судьбой. Бородин входил в знаменитый кружок композиторов второй половины 19 века – «Могучую кучку». Творческое наследие Бородина сравнительно невелико по объёму, но является ценнейшим вкладом в сокровищницу русской музыкальной классики. В произведениях композитора отчётливо проходит тема величия русского народа, любви к родине, свободолюбия. Его музыка отличается эпической широтой, мужественностью и в то же время глубоким лиризмом.
Наиболее значительное произведение Бородина, которое композитор создавал в течение 18 лет, опера «Князь Игорь». Мощность и размах народных хоровых сцен, яркость национального колорита, монументальная целостность образов – всё это сделало оперу «Князь Игорь» ярчайшим образцом национального героического эпоса в музыке. Всё величие «Слова о полку Игореве» отразилось в опере, его лиризм и драматизм, главная мысль о необходимости единения Руси во имя ее славы.
Художник Николай Константинович Рерих создал декорации к опере «Князь Игорь». Путивль
Терем Ярославны
Половецкий стан
Прослушайте отрывок из оперы «Князь Игорь» и постарайтесь представить, какой сцене созвучна эта мелодия.
Картина В.Ходова называется «Возвращение из похода князя Игоря Северского». Вспомните в «Слове…» строки, которые могли бы стать еще одним названием картины.
Постарайтесь обобщить всё, с чем вы сегодня познакомились и над чем поразмышляли: Какие сцены и герои «Слова о полку Игореве» отразились в произведениях композиторов и художников и почему именно эти? Как вы думаете, могли бы сегодняшние художники и музыканты обратиться к образам древнерусского памятника литературы и что подчеркнули бы в них?