Подготовка к ГИА Работа над сжатым изложением КАШПУР Наталья Ивановна Гимназия 261 Гимназия 261Санкт-Петербург2012
Что необходимо для получения максимального количества баллов? 1) Точно передать основное содержание прослушанного текста. 2) Отразить все важные для его восприятия микротемы. 3) Правильно применить приёмы сжатия текста. 4) Написать изложение без нарушений абзацного членения текста.
Что хотят проверить на экзамене, предлагая вам написать сжатое изложение? Экзаменаторам важно знать, умеете ли вы: правильно воспринимать информацию, содержащуюся в прослушанном тексте; отбирать в исходном тексте основное, главное; сокращать текст разными способами; грамотно, логично излагать свои мысли.
Основные правила работы над изложением При первом чтении: Внимательно прослушайте текст, чтобы понять его содержание. Определите тему текста (о чём текст?), идею (чему учит текст?). Определите стиль текста, тип речи (описание, рассуждение, повествование), а затем сохраняйте особенности этого типа речи при написании изложения.
Основные правила работы над изложением При первом чтении: Запомните последовательность событий, рассуждений. Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части. Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов. Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части. Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.
Основные правила работы над изложением После второго чтения: Выберите способы компрессии (сжатия) для каждого абзаца текста. Используя их, сократите текст, сохраняя главную информацию и все микротемы. Помните: необходимо передать главное в каждом абзаце и во всём тексте в целом. Следите, чтобы содержание исходного текста было передано без искажений. Проверьте связь между частями изложения.
Работа над планом текста План текста – это перечень основных мыслей, расположенных в такой последовательности, которая отражает логику текста. Чтобы составить план, весь текст нужно разделить на микротемы (как правило, это абзацы текста), каждая из которых объединена определённой мыслью и имеет логическую завершённость. Выделяя основную мысль, вы формулируете пункт плана. Составление плана способствует лучшему пониманию текста.
План: раскрывает содержание текста; отражает последовательность развития авторской мысли; восстанавливает в памяти содержание текста; ускоряет работу над текстом сжатого изложения; помогает сохранить авторский стиль; организует самоконтроль.
Принципы составления плана Выделив в абзацах опорные слова и словосочетания, получите назывной план. Поставив вопрос к каждому абзацу, получите вопросный план. Ответив на вопрос кратко, получите тезисный план.
Содержательная обработка прослушанного текста Языковая обработка прослушанного текста Умение извлекать главную информацию из текста Умение лаконично передавать извлечённую информацию в письменной речи Способы сокращения текста СодержательныеЯзыковые - Разделение информации на главную и второстепенную - Свёртывание информации за счёт обобщения - Исключение - Обобщение - Замена
Рассмотрим приёмы сжатия (компрессии) текста на примере текста Е. Кривченко о сказке.
Исключение вводных слов; однородных членов предложения; повторов; однотипных примеров; риторических вопросов и восклицаний; цитат; деталей, которые не влияют на ход авторской мысли; пояснений, рассуждений, описаний; слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.
При исключении необходимо 1) выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали; 2) объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями.
Исключение Возможность сокращения текста чаще всего основана на явлении избыточности речи. Например, в предложении Сказка живёт везде, во всём: в деревьях, листьях, в самом ветре, в земле, в кресле, в доме, в марте, в тебе самом. (22 слова) избыточными являются однородные обстоятельства, конкретизирующие обобщающие слова везде, во всём. Уберём эти однородные обстоятельства. Смысл предложения не изменится. Сказка живёт везде, во всём.(остаётся 5 слов)
Обобщение или объединение парцеллированных предложений; ряда предложений, связанных одной мыслью; частей предложений; конкретных, единичных фактов, событий, явлений.
При объединении необходимо 1)Найти в тексте мелкие, единичные факты. 2)Найти в этих фактах общее. 3)Объединить эти факты на основе общего. 4) Сформулировать получившееся предложение.
При объединении необходимо Например: Сказки научат тебя быть добрым, ты увидишь, что они смогут выручить из любой беды, в которую ты можешь угодить. Сказки покажут, как весёлый, но слабый может победить сильного, но хмурого. (30 слов) Сказки научат доброте, оптимизму, выручат из беды. (7 слов)
Замена однородных членов обобщающим словом; сложного предложения – простым; части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением; прямой речи – косвенной; части текста одним предложением; части предложения местоимением.
При замене необходимо 1)Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением. 2) Сформулировать получившееся предложение. Например: Сказки любят взрослые и дети, сильные и слабые, добрые и не очень. (12 слов) Сказки любят все. (3 слова)
Сочетание исключения и обобщения Например: Сказки… как прекрасен и увлекателен ваш мир. Мир, в котором всегда торжествует добро, где умный всегда побеждает глупого, хороший – плохого, и в финале, как правило, все счастливы. Нет, конечно, и среди вас есть такие, после которых становится грустно и хочется плакать. Но это святая грусть и святые слёзы. Они очищают. (50 слов) Мир сказок, где торжествует добро, прекрасен и увлекателен, даже если они вызывают святые грусть и слёзы, помогающие нам стать лучше. (20 слов)
Сочетание исключения и замены Бывают, правда, и злые сказки, в которых всё наоборот. Но ведь люди тоже бывают злые. А между прочим, даже среди вас, людей, злых значительно меньше, чем добрых, а уж про сказки- то и говорить не приходится, Да и злой-то сказка становится от того, что кто-то обидел её, сломал, согнул грубыми руками. Ведь сказки не могут быть злыми от природы, таким их делаете вы, люди. (64 слова) Бывают и злые сказки, как и люди, которые их сделали. Но хороших людей, как и сказок, значительно больше. (18 слов)
Сочетание замены, исключения и объединения Вы, люди, специально, а чаще случайно, забыв о той поре, когда вы ещё верили сказкам, причиняете друг другу боль. Вы, люди, забываете о всё исцеляющей доброте сказок и мечетесь в жизненном тупике, ища выхода и не видя его. А ведь он поразительно прост. Надо верить в чудеса. Верить и жить. Жить так, чтобы жизнь превращалась только в добрые и весёлые сказки. (61 слово) Люди, забывая о великой силе сказок, обижают друг друга, не находят выхода из жизненных ситуаций. А он прост: надо верить в чудеса и жить, превращая жизнь в добрые сказки. (29 слов)
Работа с текстом (1)Тишина – вот самый большой дефицит на земном шаре. (2) Постоянное тарахтенье разнообразных автомобилей, тракторов, мотоциклов, поездов, самолётов, от шума которых современный человек не спасается даже в своём жилище, даже ночью оглушают планету и делают её малопригодной для жизни. (3) Но это стоит нервов, нервов и нервов. (4) И сердца. (5) И психики. (6) Поэтому наряду с тишиной становится дефицитной на земном шаре и валерьянка. (7) Прибавьте к этому современные скорости, ядовитые газы, которые ежедневно вдыхает городской житель, прибавьте ощущение острого цейтнота, прибавьте переизбыток всевозможной информации. (8) Прибавьте к этому скученность, обусловленную городами, и вы поймёте, почему в аптеке трудно купить натуральный валерьяновый корень.
(9) Желая добыть корень подлинной дикой валерианы, я пошёл в лес и там нашёл её, растущую в тени. (10) Вот растение, которому в наш суматошный век истрёпанных нервов, изнурительных бессонниц и сдвинутой с места психики, надо бы поставить красивый памятник: валериана, подобно матери, успокоит и усыпит, вернёт так необходимое всем нам душевное равновесие. (144 слова) (По В.Солоухину)
При первоначальной работе с текстом можно воспользоваться таблицей, которая наглядно покажет, как вы работали. Для этого следует: текст разделить на абзацы; вычленить существенную информацию; используя уже известные способы сокращения текста, убрать второстепенную информацию; объединить получившийся текст; отредактировать его, если в этом есть необходимость.
Исходный текст Как сократить (1)Тишина – вот самый большой дефицит на земном шаре. (2) Постоянное тарахтенье разнообразных автомобилей, тракторов, мотоциклов, поездов, самолётов, от шума которых современный человек не спасается даже в своём жилище, даже ночью оглушают планету и делают её малопригодной для жизни. а) Оставим без существенных изменений первое предложение: это авторский тезис, лишь исключим слово «вот» и заменим словосочетание (на) земном шаре словом (на) Земле: Тишина – самый большой дефицит на Земле. б) Ряд однородных дополнений заменим обобщающим словом транспорт. в) Заменим придаточное предложение словосочетанием проникая в дома. г) Исключим сказуемое оглушают.
Исходный текст Как сократить ( 3) Но это стоит нервов, нервов и нервов. (4) И сердца. (5) И психики. (6) Поэтому наряду с тишиной становится дефицитной на земном шаре и валерьянка. (57 слов) Шум транспорта, проникая в дома, даже ночью делает планету малопригодной для жизни. но д) Объединим три парцеллированных предложения, оставив союз но, который используется как средство связи с предыдущим предложением. е) Заменим подчёркнутые слова обобщающим понятием здоровье: Но это стоит здоровья.
Исходный текст Как сократить ( 3) Но это стоит нервов, нервов и нервов. (4) И сердца. (5) И психики. (6) Поэтому наряду с тишиной становится дефицитной на земном шаре и валерьянка. (57 слов) Оставим без изменения 6-е предложение, так как оно продолжает основную авторскую мысль, лишь заменим словосочетание (на) земном шаре словом (на) Земле: Поэтому наряду с тишиной становится дефицитной на Земле и валерьянка. (32 слова)
Исходный текст Как сократить (7) Прибавьте к этому современные скорости, ядовитые газы, которые ежедневно вдыхает городской житель, прибавьте ощущение острого цейтнота, прибавьте переизбыток всевозможной информации. (8) Прибавьте к этому скученность, обусловленную городами, и вы поймёте, почему в аптеке трудно купить натуральный валерьяновый корень. (37 слов) А ) Исключим -повторы подчёркнутых слов и близких понятий; -вводные предложения; -придаточные предложения. Б) Заменим - часть предложения ядовитые газы, которые ежедневно в больших количествах вдыхает каждый городской житель словосочетанием грязный воздух.
Исходный текст Как сократить (7) Прибавьте к этому современные скорости, ядовитые газы, которые ежедневно вдыхает городской житель, прибавьте ощущение острого цейтнота, прибавьте переизбыток всевозможной информации. (8) Прибавьте к этому скученность, обусловленную городами, и вы поймёте, почему в аптеке трудно купить натуральный валерьяновый корень. (37 слов) В) объединим 7-е и 8-е предложения: Прибавьте к этому скорости, грязный воздух, спешку, нехватку времени, переизбыток информации, городскую скученность, и вы поймёте, почему трудно купить натуральный валерьяновый корень. (22 слова)
Исходный текст Как сократить (9) Желая добыть корень подлинной дикой валерианы, я пошёл в лес и там нашёл её, растущую в тени. (10) Вот растение, которому в наш суматошный век истрёпанных нервов, изнурительных бессонниц и сдвинутой с места психики, надо поставить красивый памятник: валериана, подобно матери, успокоит и усыпит, вернёт так необходимое нам всем душевное равновесие. (50 слов) Оставим без изменений 9-е предложение, так как оно продолжает авторскую мысль, лишь исключим слово там и причастный оборот. Желая добыть корень подлинной дикой валерианы, я пошёл в лес и нашёл её. (13 слов) А) исключим - подчёркнутую часть придаточного предложения: это лишь дополнение к уже известной информации;
Исходный текст Как сократить (9) Желая добыть корень подлинной дикой валерианы, я пошёл в лес и там нашёл её, растущую в тени. (10) Вот растение, которому в наш суматошный век истрёпанных нервов, изнурительных бессонниц и сдвинутой с места психики, надо поставить красивый памятник: валериана, подобно матери, успокоит и усыпит, вернёт так необходимое нам всем душевное равновесие. (50 слов) Итого: 144 слова Исключим - определение красивый; - сравнение подобно матери. Вот растение, которому надо бы поставить памятник: валериана успокоит и усыпит, вернёт так необходимое всем нам душевное равновесие. (18 слов) Итого: 85 слов
Вот текст В. Солоухина в сокращённом нами варианте: Тишина - самый большой дефицит на Земле. Шум транспорта, проникая в дом, даже ночью делает планету малопригодной для жизни. Но это стоит здоровья, поэтому наряду с тишиной становится дефицитной на Земле и валерьянка. Прибавьте к этому скорости, грязный воздух, спешку, нехватку времени, переизбыток информации, городскую скученность, и вы поймёте, почему трудно купить натуральный валериановый корень. Желая добыть корень подлинной дикой валерианы, я пошёл в лес и нашёл её. Вот растение, которому надо бы поставить памятник: валериана успокоит и усыпит, вернёт так необходимое всем нам душевное равновесие.
Теперь, наряду с содержательным приёмом сокращения текста, необходимо использовать и языковые средства: заменим словосочетание корень подлинной дикой валерианы местоимением его, а местоимение её – словом валериана: Прибавьте к этому скорости, грязный воздух, спешку, нехватку времени, переизбыток информации, городскую скученность, и вы поймёте, почему трудно купить натуральный валериановый корень. Желая добыть его, я пошёл в лес и нашёл валериану. Вот растение, которому надо бы поставить памятник: валериана успокоит и усыпит, вернёт так необходимое всем нам душевное равновесие.
Заменим словосочетание вот растение, которому местоимением ей, слово валериана – словом растение и в итоге получаем такой текст: Желая добыть его, я пошёл в лес и нашёл валериану. Ей надо бы поставить памятник: растение успокоит и усыпит, вернёт так необходимое всем нам душевное равновесие. (70 слов)
Мы сжали второстепенную информацию из предложенного текста, и в нашем изложении остался только его главный смысл. Что нельзя удалять из текста? Нельзя удалять: -авторский тезис; -аргументы автора, используемые им для доказательства основной мысли; - вывод автора.
Отрабатываем навыки сжатия текста Текст Если каждую неделю совершать несколько добрых дел, причём непременно разнообразных (послать открытку старым друзьям, навестить одинокую соседку, подарить виртуальный цветок, одолжить телефон незнакомцу, перечислить сто рублей больным детям), это способствует нашему ощущению счастья, а иногда и просто лечит! (38 слов) Компрессия текста Если каждую неделю совершать несколько добрых дел, это способствует нашему ощущению счастья, а иногда и просто лечит! (17 слов) (исключение)
Текст Мы становимся благосклоннее к другим, чувствуем себя лучше по сравнению с окружающими, освобождаемся от чувства вины за чужое несчастье, чувствуем себя щедрыми и способными помочь, становимся привлекательнее для других, чувствуем, что нас ценят. (33 слова) Компрессия текста Мы становимся доброжелательнее, здоровее, свободнее, щедрее, привлекательнее, нас ценят окружающие. ( 10 слов) (замена, обобщение)
Текст Чем больше мы сосредотачиваемся на том, чтобы посылать любящие и добрые мысли, тем положительнее мы влияем на окружающий мир. В то же время мы в результате делаемся более радостными и счастливыми, начинаем нравиться людям. Даже внешне мы становимся красивыми, обаятельными, а мышление – гораздо яснее, чётче, намного быстрее. Компрессия текста Посылая в мир любовь и добро, мы положительно влияем на него, сами делаемся радостнее и счастливее, начинаем нравиться людям. Внешне мы становимся красивее и мыслим гораздо лучше.
Текст Люди так называемой любящей доброты более склонны к принятию себя и позитивным отношениям с другими. Почему? Потому что доброта усиливает положительные эмоции (любовь, радость, благодарность, надежду, гордость), восстанавливает долгосрочные жизненные ресурсы человека и повышает его удовлетворённость жизнью. (85 слов) (По К. Киселёвой) Компрессия текста Добрые люди любят себя и окружающих: доброта усиливает положительные эмоции, восстанавливает здоровье и помогает радоваться жизни. (43 слова) (обобщение, замена, исключение)
Отрабатываем навыки сжатия текста Отрабатываем навыки сжатия текста Перестройте сложное предложение в простое, сохраняя его суть. Философы, то есть древние философы, первыми поняли ценность времени – они наверняка ещё до Сенеки пробовали как-то обуздать время, приручить, понять его природу, ибо и тогда оно доставляло людям огорчение своей быстротечностью. Ценность времени – в его быстротечности.
Отрабатываем навыки сжатия текста Отрабатываем навыки сжатия текста Перестройте сложное предложение в простое, сохраняя его суть. Деловой человек наращивает скорости, внедряет ЭВМ, переделывает универмаги в универсамы, печатает газеты фотоспособом, он и говорить старается лаконичнее, уже не пишет, а диктует в диктофон, а дефицит времени увеличивается. У делового человека дефицит времени увеличивается.
Отрабатываем навыки сжатия текста Отрабатываем навыки сжатия текста Перестройте сложное предложение в простое, сохраняя его суть. Не только у него цейтнот становится всеобщим: недостаёт времени на друзей, на письма, на детей, нет времени на то, чтобы думать, чтобы не думая постоять в осеннем лесу, слушая черенковый хруст облетающих листьев, нет времени ни на стихи, ни на могилы родителей. Цейтнот становится всеобщим.
Отрабатываем навыки сжатия текста Отрабатываем навыки сжатия текста Перестройте сложное предложение в простое, сохраняя его суть. Самое дорогое, что есть у человека, - это жизнь, но если всмотреться в эту самую жизнь поподробнее, то можно сказать, что самое дорогое – это Время, потому что жизнь состоит из времени, складывается из часов и минут. Самое дорогое – это Время, составляющее нашу жизнь.
Использованная литература и интернет-источники: Егораева Г.Т. ГИА. Русский язык. Выполнение заданий части С. – М.: Издательство «Экзамен», %80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%B4% D0%BB%D1%8F%20%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C %D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B 7%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B9& uinfo=sw-1023-sh-588-fw-798-fh-448-pd-1 1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%B4% D0%BB%D1%8F%20%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C %D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B 7%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B9& uinfo=sw-1023-sh-588-fw-798-fh-448-pd-1 Автор шаблона – Ахметшина Н.Ю. ГБОУ гимназия 148 имени Сервантеса г. Санкт-Петербург