(из опыта работы учителя русского языка первой квалификационной категории МОУ Кыштовской СОШ 2 Шаповаловой Елены Геннадиевны по подготовке выпускников к новой форме аттестации)
обновление его содержания, методов обучения и достижение на этой основе нового качества его результатов.
ориентация на усвоение учащимися заданного содержания учебного материала, направленного на развитие у них способности к самостоятельному решению проблем в различных сферах деятельности на основе использования освоенного социального опыта; включение в содержание образования таких компонентов, которые обеспечат подготовку учащихся к жизни в быстро меняющемся обществе. ;
Индикаторы Качества Образования Образованность- готовность выпускника ко взрослой жизни: Функциональная грамотность Компетентности Духовность
интеллектуальная (знания) владение способами деятельности Готовность (умения и навыки ) ценностно-мотивационная Индикаторы Качества Образования
Достижение соответствия реальных результатов знаний выпускников нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
Создать условия для перехода к образовательному процессу, основанному на компетентностном подходе, обеспечивающему современное качество образования, способствующее формированию основ учебной деятельности, развитию познавательной активности и инициативности, становлению самосознания и самооценки ребёнка. Повысить объективность контроля и оценки образовательных достижений обучающихся. Довести долю выпускников 9-ых классов, проходящих внешнюю независимую итоговую аттестацию, до 100%.
внесение системных изменений: в цели достижения нового качества образования, в содержание учебных предметов, в организацию образовательного процесса и внеурочной деятельности (Элективный курс -1 раз в неделю, из часов школьного компонента, во внеурочное время).
профильное обучение в старших классах через этап предпрофильной подготовки; обеспечение направленности образовательного процесса на формирование функциональной грамотности учащихся и ключевых компетенций, обеспечивающих возможность самостоятельного решения проблем в различных сферах жизнедеятельности в условиях меняющегося общества; рациональное (оптимальное) использование учебного времени учащихся.
принцип объективности, достоверности; принцип оценки качества «по результатам»; принцип реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости; принцип открытости, прозрачности процедур оценки качества образования.
Реализация основных образовательных программ. Проектирование и разработка образовательных программ элективных курсов (Рабочая программа элективного курса «Секреты хорошей речи» -9 класс; рабочая программа спецкурса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» класс). Инновационная деятельность.
получить объективные показатели качества подготовки выпускников. В комплексе с результатами ЕГЭ провести анализ эффективности системы образования и выработать подходы к ее совершенствованию. Для школьников результаты экзамена могут быть использованы при приеме в профильные классы средней школы.
Задания итоговой аттестации в 9 классе проверяют: - лингвистическую компетенцию, то есть умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений; - языковую компетенцию, то есть практическое владение русским языком, его словарём и грамматическим строем, соблюдение языковых норм; - коммуникативную компетенцию, то есть владение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.
мобилизация памяти, владение нормами правописания, навыками информационной обработки текста (выделить главное, отсечь второстепенное, при этом используя адекватные лексические и грамматические средства); глубина и точность понимания содержания текста, уровень постижения школьниками его культурно-ценностных категорий: понимание его основной проблемы или её аспектов, позиции автора или героя, характеристики героя, выявление авторского отношения к героям, опознавание изученных средств выразительности; умение строить собственное высказывание-рассуждение, при этом уделяется особое внимание умению аргументировать.
мониторинг образовательных достижений обучающихся на разных ступенях обучения (промежуточная аттестация); анализ результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников и результатов внешней оценки качества предметных достижений; экспертиза творческих достижений школьников.
Текущий контроль успеваемости; Промежуточная аттестация; Результаты освоения образовательных программ; Результаты внешней экспертизы (ГИА, ЕГЭ); Итоги предметных олимпиад разных уровней; Творческие достижения учащихся.
уровень предметных знаний, умений и навыков (по итогам внешней экспертизы); уровень сформированности общеучебных умений и навыков; уровень сформированности социальной успешности.
Объект мониторинга Критерии оценки Показатели оценки Образователь ные результаты ОбученностьФактический запас знаний по предметам Сформированность предметных умений Сформированность умений учиться ОбучаемостьТемп продвижения в освоении знаний и формировании умений Легкость освоения материала (отсутствие напряжения, утомления, переживание удовлетворения от работы) Гибкость в переключении на новые способы и приемы работы Прочность сохранения освоенного материала Творческие успехи Результаты участия в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях Сертификаты (мероприятий и конкурсов в системе дополнительного образования) и др.
Объект мониторинга Критерии оценки Показатели оценки Сформированность социальной компетентности Уровень социальной успешности участие в социально-значимых проектах профессиональное самоопределение участие в общественной жизни личная успешность (по мнению учащихся) комфортность в классном коллективе готовность к конструктивному взаимодействию в конфликтных ситуациях Готовность к постоянному самообразованию
успеваемость за уч. год успеваемость на экзамене качество за годкачество на экзамене Средний балл по школе Средний балл по району 100%95,2 %31,8% (7)23% (5)3,53,6 успеваемость за уч. год успеваемость на экзамене качество за год качество на экзамене Средний балл по школе Средний балл по району 100%87,5%45,8%(11)41,7%(10)3,4
Кол-во сдававших Проходной балл Средний балл по школе Средний балл по району Средний балл по НСО ,95055
всего выпускников поступивших в вузы поступивших в ссузы поступивших в ПУ, курсы не работают, не учатся 2010 (50%)8 (40%)2 (10%)0%
Объективность оценки знаний учащихся; Рост качества предметных знаний, умений и навыков выпускников; Сформированность умений учиться; Прочность сохранения освоенного материала в основной школе при переходе в старшее звено; Результативность участия в предметных олимпиадах (2 место в муниципальном туре по русскому языку), интеллектуальных конкурсах. Анализ итогов внешней экспертизы качества знаний выпускников за последние три года свидетельствует о стабилизации подтверждения знаний в ходе аттестации и успешную их дальнейшую социализацию.