Психолого-педагогические условия интеллектуального развития старших дошкольников в процессе формирования математических представлений.
В старшем дошкольном возрасте мышление ребенка входит в новую фазу развития, а именно: происходит увеличение круга представлений детей и расширение умственного кругозора, идет перестройка самой умственной деятельности.
Оптимальные педагогические условия для реализации потенциальных возможностей ребенка, его гармоничного развития создаются не путем сверхраннего обучения, направленного на преждевременное превращение дошкольника в школьника, а наоборот, путем широкого и максимального обогащения специфики детских форм: игровой, практической, изобразительной деятельности, а так же общение друг с другом и со взрослым.
Необходимые педагогические условия интеллектуального развития старшего дошкольного возраста в процессе формирования математических представлений является: 1. Наличие четко обоснованных целей и содержания образовательного процесса в ДОУ. 2.Учет особенностей детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования математических представлений. 3.Использование наглядности. 4.Системность работы путем активизации игр и игровых приемов, вызывающих интерес к занятиям. 5.Гуманизация образовательного процесса, как условие интеллектуального развития дошкольников.
наполнение жизни ребенка радостью познания, создание эмоционального фона, психологического комфорта и стимулирование детей к творческому поиску; осуществление мотивации познавательной деятельности ребенка на основе его интересов и стремления познать больше; создание условия для самореализации, самовыражения и самоутверждения каждой личности ребенка; учет возрастных особенностей детей; осуществление личностно-деятельностного подхода в образовательном процессе; внимание к внутреннему миру ребенка, знание индивидуальных особенностей и признание его самоценности, предоставление ему возможности почувствовать себя равным в общении со взрослыми и детьми.
Старшие дошкольники с большим интересом воспринимают задачи- шутки, головоломки, загадки, ребусы, математические фокусы; настойчиво ищут пути решения, ведущие к результатам.
Таким образом, дидактический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредоточенность внимания на проблеме.
Единство содержания обучения и развития будут обеспечивать созданную в группах развивающую предметную среду, продуманную таким образом, что весь материал дает возможность каждому ребенку действовать самому, обеспечивает развитие познавательных интересов и грамотности дошкольников. Необходимо хорошо оборудовать в детском саду мини- лаборатории, дидактический уголок по обучению детей математике.
Во время занятий ребенок должен проявлять как можно больше активности, рассуждать, делать «открытия», высказывать свое мнение, не боясь при этом ошибиться. И каждый ошибочный ответ должен рассматриваться не как неудача, а как поиск правильного ответа, решения.
Спасибо за внимание!