Элективный курс как одна из форм организации учебно-исследовательской деятельности учащихся на старшей ступени обучения Августовский городской педагогический форум 2013 Учитель высшей категории МБОУ СОШ 177 г.о. Самара Носарева Ю.А.
учебно-исследовательской деятельностью Под учебно-исследовательской деятельностью понимается такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учениками творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования: постановка проблемы, ознакомление с литературой по данной проблематике, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ, обобщение, выводы. Именно исследовательский подход участниками в обучении делает ребят участниками творческого не пассивными потребителями процесса, а не пассивными потребителями готовой информации. На что и ориентирует учителя современная система образования.
В Современном профильном обучении на старшей ступени плацдармом для исследовательской деятельности становятся ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ. Элективные курсы Элективные курсы (от лат. electus избранный) ученик выбирает из предложенного набора в соответствии со своими интересами и потребностями. Как только курс выбран, он становится обязательным: с обязанностью посещать и отчитываться. Элективные курсы Элективные курсы являются обязательным атрибутом профильного обучения и предпрофильной подготовки.
Цель изучения элективных курсов Цель изучения элективных курсов - ориентация на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся, на подготовку к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности. Исходя из этого, тематика и содержание элективных курсов должны отвечать следующим требованиям: иметь социальную и личностную значимость, актуальность в подготовке квалифицированных кадров; способствовать социализации и адаптации учащихся; поддерживать изучение базовых и профильных общеобразовательных предметов; способствовать развитию общеучебных, интеллектуальных и профессиональных навыков, ключевых компетенций учащихся.
различные функции В соответствии с целями и задачами профильного обучения элективные курсы могут выполнять различные функции : изучение ключевых проблем современности; ориентация в особенностях будущей профессиональной деятельности, «профессиональная проба»; ориентация на совершенствование навыков познавательной, организационной деятельности; дополнение и углубление базового предметного образования; компенсация недостатков обучения по профильным предметам. Каждая из указанных функций может быть ведущей, но в целом они должны выполняться комплексно.
Ведущее место Ведущее место в обучении отводится методам поискового и исследовательского характера методам поискового и исследовательского характера, стимулирующим познавательную активность учащихся. самостоятельной работы взаимообучение, взаимопомощь, сотрудничество Значительной должна быть доля самостоятельной работы с различными источниками учебной информации. При этом главная функция учителя - фасилитация - лидерство, основанное на совместной деятельности, направленное на достижение общей образовательной цели. Такой подход позволяет создать лишенный духа соперничества, конкуренции, агрессивности, доверительный психологический климат, в основе которого - взаимообучение, взаимопомощь, сотрудничество. Из единственного источника знаний в традиционном обучении учитель-фасилитатор превращается в «проводника» в мир знаний: эксперта и консультанта - при изучении теоретического материала и выполнении самостоятельных заданий, ведущего - в имитационной игре и тренинге, координатора и консультанта - при выполнении учебного проекта. Фасилитатор Фасилитатор - (англ. facilitator, от лат. facilis «лёгкий, удобный») это человек, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию.
Продуктом творческая научно-исследовательская работа Продуктом научно-исследовательской деятельности школьников является творческая научно-исследовательская работа. Она же может стать критерием оценивания элективного курса. Выделяют пять видов творческих исследовательских работ: Реферативные. Экспериментальные. Проектные. Описательные. Исследовательские.
Элективные курсы по информатике
Мои элективные курсы по информатике Издательское дело Цель: Цель: расширить навыки практической работы в текстовых редакторах и издательских системах. Продукты: Продукты: календари, приглашения, объявления, буклеты по профессиям
Мои элективные курсы по информатике «Сам себе экономист» Цель: Цель: расширить навыки практической работы с электронными таблицами. Продукт: Продукт: защита группового проекта - электронной книги «Моя фирма»
Мои элективные курсы по информатике «Презентация на ПК легко и просто!» Цель: Цель: расширить навыки практической работы создания и демонстрации презентаций. Продукт: Продукт: защита проекта с демонстрацией подготовленной презентации
Мои элективные курсы по информатике «Создаем фотофильм» Цель: Цель: получить навыки практической работы создания фотофильма. Продукт: Продукт: фотофильм Работа победителей олимпиады школьников по библиотечно-библиографическим знаниям Дашковой Елены и Гуняковой Кристины «Ах, самарочка-волжанка, россияночка!»
Итоги элективных курсов по информатике