«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» Владимир Маяковский Анализ стихотворения
Родители В. Маяковского Семья Маяковских принадлежала к обедневшему дворянскому сословию, так что отцу семейства приходилось много трудиться, чтобы не только прокормить домочадцев, но и дать образование детям. Владимир Константинович Маяковский Александра Алексеевна Маяковский
Володя Маяковский 1900 год
Семья Маяковских Стоят: отец поэта Владимир Константинович Маяковский и старшая сестра поэта Людмила. Сидят: мама Александра Алексеевна и младшая сестра Ольга. В центре – Володя Маяковский – ученик 3-го класса Кутаисской гимназии Дом Маяковских в Багдади
Владимир Маяковский - гимназист 1904 год Классная комната Кутаисской гимназии. В 1902 г. В. Маяковский поступил в гимназию в Кутаиси. В июле 1906 г. от заражения крови умер его отец. После похорон отца Маяковский с матерью и сёстрами переехал в Москву, где поступил в IV класс 5-ой классической гимназии. В марте 1908 г. исключён из V класса за неуплату за обучение.
Литературная справка В 1913 году вышел первый сборник Маяковского «Я» (цикл из четырёх стихотворений). Он был написан от руки, снабжён рисунками Василия Чекрыгина и Льва Жегинаи размножен литографическим способом в количестве 300 экземпляров. В качестве первого раздела этот сборник вошёл в книгу стихов поэта «Простое как мычание» (1916). «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» было написано в 1920 году.
В сто сорок солнц закат пылал…
Какова тема стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»? Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» посвящено теме нелегкого, но благородного поэтического труда. Какой художественный приём использует автор? Основной художественный прием в данном произведении параллелизм: сопоставляются жизнь солнца и творческий путь поэта. На что нацеливает нас автор, используя данное название стихотворения? Название стихотворения четко конкретизирующим место действия, нацеливает на обстоятельный рассказ о реально происшедших событиях. Анализ стихотворения
Какой картиной открывается стихотворение? Стихотворение открывается дачным пейзажем. В чем необычность данной пейзажной зарисовки? Его открывает выразительная гипербола «В сто сорок солнц закат пылал», подчеркивающая силу летнего зноя и одновременно задающая динамику всему последующему действую произведения. Так намечается в произведении мнимый конфликт. Далее задиристый лирический герой бросает небесному светилу отчаянный вызов: В упор я крикнул солнцу: «Слазь! довольно шляться в пекло!»
В репликах героя много разговорных и просторечных фраз. Что этим хотел сказать поэт? Разговорные и просторечные фразы придают его речи панибратский характер. Как меняется настроение автора, когда солнце откликнулось на брошенный ему вызов? Первоначально дерзнувший пообщаться с солнцем, человек словно кичится своим бесстрашием. Затем солнце все-таки откликнулось на брошенный вызов, настроение героя меняется: Черт дернул дерзости мои орать ему, сконфужен, я сел на уголок скамьи, боюсь не вышло б хуже! О чем шел разговор поэта и солнца за самоваром? Поэт и солнце жалуются друг другу на повседневные проблемы и в конце концов договариваются объединить свои усилия в общем деле. В чем общность их дел? Ты да я, нас, товарищ, двое! Пойдем, поэт, взорим, вспоем у мира в сером хламе. Я буду солнце лить свое, а ты свое, стихами.
Каким настроением проникнут конец стихотворения? Произведение заканчивается оптимистической картиной торжества стихов и света, всего самого прекрасного на земле. Оба они делают одно общее дело несут миру свет. Какие средства выразительности использует поэт в стихотворении? Каково назначение этих приёмов? Маяковский использует в стихотворении метафору ( … а низ горы – деревней был, кривился крыш корою), гиперболу (« В сто сорок солнц закат пылал»); вводит неологизмы (« злотолобо»). Поэт с помощью метафорических образов, гиперболы, неологизмов точно, ярко, ёмко выражает основную идею стихотворения, говорит о важном. Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить и никаких гвоздей! Вот лозунг мой и солнца!
Что необычного вы открыли для себя в стихотворении В.В. Маяковского? В своем стихотворении поэт сочетает реальные и фантастические картины для раскрытия идеи стихотворения. Использует каламбур и многозначные слова. Понравилось ли стихотворение? Что особенно понравилось? Какое настроение после урока?
Домашнего задание 1.Выучить стихотворение наизусть. 2. Дополните сочинение цитатами из стихотворения В.В. Маяковского. В стихотворении В.В. Маяковского соединяются реальные и фантастические события. Начинается стихотворение гиперболой: _______. И несколько раз повторяющиеся обороты _______ говорят о необыкновенной жаре этого лета. Почему Маяковский выбирает метафору Жара плыла? Плыть можно по водному пространству, а в стихотворении солнце _______, где слово «залить» имеет значение (какое?) _______. Особенностью стихотворения Маяковского является стилистическое многообразие _______. Так, в обращении к солнцу в порыве возмущения поэт прибегает к разговорному стилю, употребляя просторечные слова: _______. А вот разговаривая с солнцем за чаем, поэт прибегает к словам высокого, книжного стиля: _______. Использование Маяковским каламбура придает некоторым сценам (что?) _______. Приглашение солнца в гости основано на игре значений слова _______. Солнце «заходит», т.е. _______, а зайти в гости – _______. В объяснении солнцем своего посещения поэта заключается тоже каламбур, основанный на игре значения слова «гони»: ________. Так в сочетании смешного и _______, низкого и _______ достигается единство взглядов поэта и солнца на их роль в жизни – быть просветителями, нести людям свет, чтобы не было в мире серого хлама, чтобы рухнула _______, чтобы во всем мире _______.
Презентацию приготовила Чепкасова Л.И., учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ г.