МОУ Грибановская ООШ Бельский район Тверская область Путешествие по океану орфографических знаний 5 класс Учитель русского языка и литературы Зайцева Татьяна Викторовна
Тема урока: «Путешествие по океану орфографических знаний» Цель урока: -обобщить и закрепить знания по теме «Морфемика»; -развивать речь, мышление, память, внимание; -воспитывать интерес к русскому фольклору
Разминка 1 уровень Закончите предложение: 1.Значимые части слова – это… 2.Корень – это… 3.Суффикс – это… 4.Окончание - это… 5.Приставка – это… 2 уровень Закончите предложение: 1.Приставка, корень, суффикс, окончание – это… 2.Это изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении, образует формы слова - … 3.Главной значимой частью слова является - … 4.Стоит после корня, служит для образования слов - … 5.Стоит перед корнем, служит для образования новых слов - …
Синтаксическая пятиминутка -И.С. Тургенев писал: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык». -«Изучение родной речи – это великое дело», - говорил М.И. Калинин. - Относитесь к родному языку бережно и любовно, думайте о нем, любите его, изучайте его. (В. Луговской)
Остров «Буква заблудилась» Задание: Задание: Спиши, но не спеши, без ошибок напиши! Маленькое дело лучше большого бе…делья. Бе…толковый отдых утомляет хуже работы. Всякое решение любит ра…суждение. Откладывай бе…делье, да не откладывай дела. Человек от лени болеет, а от труда …доровеет. Ра…ставшийся с другом плачет семь лет, а ра…ставшийся с Родиной – всю жизнь.
-Корень в нем такой же, как в слове учитель. -Суффикс, как в слове учений, проказница. - Окончание, как в слове умницы – разумницы. Игра «Составь слово»
Малютин С.В. «Портрет Богданова-Бельского» Наш земляк Николай Петрович Николай Петрович Богданов-Бельский - Богданов-Бельский - художник, открывший удивительный и своеобразный мир бельской детворы, мир сельской школы конца XIX- начала XX веков. Более 100 лет тому назад была написана картина «Ученицы» бельским художником.
Остров «Да – нет» Пусть ухо не будет глухо, а зрение будет остро! 1.Ленивому некогда л…житься, он сидя спит. 2.Пахарю дремать не пол…гается. 3.Сонливый да ленивый – родные братья, ни к чему усилий не прил…гают. 4.Спасибо в карман не пол…жишь и домой не принесешь. 5.Три волосинки в шесть рядов ул…жены. 6.трудное пол…жжение слезами не исправишь. 7.Было бы здоровье. А остальное прил…жится. 8.Учи пока поперек лавки л…житься, а как во всю вытянется, не научишь.
Остров «Добрых дел» Остров «Добрых дел» (правописание о-а в корне – раст- -рос-). 1.Каждый, кто выр…стит хотя бы одно дерево, сделает доброе дело. 2.Глядя на хороших людей, хоть и не выр…стишь, а тянешься. 3.Сломить дерево секунда – выр…стить года. 4.без заботы и репы не выр…стишь. 5.Без дождя и трава не р…стет. 6.Не беречь пор…сли – не видать дерева. 7.Старый старится, а молодой р…стет. 8.Всякая могила травой зар…стает. 9.На плохой почве трава не р…стет. 10.Были бы кости, а мясо нар…стет.
1 О 2 О 3 О 4 О 5 О 6 О 7 О 8 О Остров пиратов Разгадайте кроссворд, используя для ответов слова – исключения из правила о правописании гласных о-е после шипящих в корне.
Остров загадок 1.Ц…плят по осени считают. 2. Плутовка к дереву на ц…почках подходит. 3. Ц…пленок в ц…рке выступал, Играл он на ц…мбалах На мотоц…клее разъезжал И ц…фры знал немало… Он из ц…линдра доставал Морковь и огурц… И только одного не знал. Где и, а где же ы?
Волшебные предложения (правописание предлогов и приставок) Язык (до) Киева (до) ведет. Хорошее слово (до) сердца (до) йдет.
Домашнее задание: -Выписать из книги «Тверские загадки и пословицы» слова на изученные орфограммы, графически указать орфограммы. - Составить кроссворд на изученные орфограммы.