Практическая работа «Получение и свойства кислорода» 8 класс МКОУ СОШ с.п.п. Звездный Учитель химии-биологии Старовойтова О.А.
Цель урока. Ознакомить с одним из способов получения кислорода в лаборатории и его химическими свойствами способностью поддерживать горение простых веществ. Научить собирать газ в сосуд вытеснением воздуха и воды. Совершенствовать умение работать с простейшими приборами при нагревании.
Планируемые результаты обучения Уметь собирать простейший прибор для получения газа, проверять его на герметичность, укреплять прибор в штативе, обращаться с нагревательными приборами. Уметь собирать газ вытеснением воды и воздуха
Краткое содержание урока. Этот урок очень важен для формирования практических умений. Учащиеся впервые самостоятельно проводят практическую работу. Учителю следует напоминать им, что после выполнения каждого опыта необходимо записывать в тетрадь наблюдения и выводы. Учащиеся оформляют отчет о работе в виде таблицы.
Повторение изученного материала: Общая характеристика. Химический знак – О Относительная атомная масса Ar(O)=16 Химическая формула – О 2 Относительная молекулярная масса Mr(O 2 )=32 В соединениях кислород обычно двухвалентен.
Физические свойства Кислород – бесцветный газ. Без вкуса, без запаха, относительно малорастворим в воде (в 100 объёмах воды при t = 20°C растворяется 3,1 объёма кислорода). Кислород немного тяжелее воздуха: 1 л кислорода при н. у. весит 1,43г, а 1 л воздуха – 1,29г (н.у.: t = 0°C, P=760мм рт. ст. или 1атм=0,1 МПа). При давлении 760 мм. рт. ст. и температуре - 183°С кислород сжижается, а при снижении температуры до -218,8°С затвердевает
Химические свойства. Кислород при нагревании энергично реагирует со многими веществами, при этом выделяется теплота и свет. Такие реакции называют реакциями горения. Если опустить в сосуд с О 2 тлеющий уголёк, то он раскаляется добела и сгорает. Чтобы определить, какое образовалось вещество, в сосуд наливают известковую воду. Она мутнеет, т.к. при горении угля образуется оксид углерода(IV):
Сера горит в кислороде ярким, синим пламенем с образованием газа с резким запахом - оксида серы (IV): Фосфор Р сгорает в кислороде ярким пламенем с образованием белого дыма, состоящего из твёрдых частиц оксида фосфора(V):
В О 2 горят и такие вещества, которые обычно считают не горючими, например, железо. Если к тонкой стальной проволоке прикрепить спичку, зажечь её и опустить в сосуд с кислородом, то от спички загорится и железо. Горение железа происходит с треском и разбрасыванием ярких искр – расплавленных капель железной окалины Fe 3 O 4. В этом соединении 2 атома железа трёхвалентны и один двухвалентен. Поэтому реакцию горения железа в кислороде можно выразить следующим уравнением
Применение. Применение кислорода очень разнообразно. Основные количества получаемого из воздуха кислорода используются в металлургии. Кислородное (а не воздушное) дутье в домнах позволяет существенно повышать скорость доменного процесса, экономить кокс и получать чугун лучшего качества. Кислородное дутье применяют в кислородных конвертерах при переделе чугуна в сталь. Чистый кислород или воздух, обогащенный кислородом, используется при получении и многих других металлов (меди, никеля, свинца и др.). Кислород используют при резке и сварке металлов. При этом применяют «баллонный» кислород. В баллоне кислород может находиться под давлением до 15 МПа. Баллоны с кислородом окрашены в голубой цвет. Жидкий кислород мощный окислитель, его используют как компонент ракетного топлива. Пропитанные жидким кислородом такие легко окисляющиеся материалы, как древесные опилки, вата, угольный порошок и др. (эти смеси называют оксиликвитами), используют как взрывчатые вещества, применяемые, например, при прокладке дорог в горах.
Выполнение практической работы. опытаХод работыНаблюдения Выводы
Получение и собирание кислорода. В лаборатории кислород получают разложением перманганата калия (марганцовки) или каталитическим разложением пероксида водорода (перикиси). На фотографиях - получение разложением перманганата. На первой фотографии - марганцовка из аптеки на дне пробирки. Пробирка закрыта пробкой с газоотводной трубкой. Вата около пробки для того, чтобы раскаленная марганцовка не попадала в трубку, не забивала её.
нагревание перманганата калия пламенем спиртовки. Сначала нужно нагреть всю пробирку, чтобы она не лопнула, а потом нагревать только вещество. Марганцовка прыгает по пробирке, она становится темной.
собирание получающегося кислорода методом вытеснения воды. Этот метод возможен потому, что кислород плохо растворим в воде
Вывод: разложение перманганата калия при нагревании: 2KMnO4 = K2MnO4 + MnO2 + O2 Чтобы собрать газ, сосуд закрывают пробкой с газоотводной трубкой. Чтобы доказать наличие кислорода в сосуде, вносят в него тлеющую лучинку – она ярко вспыхивает.
Горение серы в кислороде S+O2=SO2 если кислород будет в избытке то пойдёт SO2+O2=SO3
Горение угля в кислороде C+O2=CO2 если кислорода в недостатке то может образоваться и СО
Домашнее задание. Повторить § 1821.
Список литературы 1. Химия. Для школьников ст. классов и поступающих в вузы: Учеб. Пособие / Н. Е. Кузьменкою, В. В. Еремин, В. А. Попков 4-е изд., стереотип. М.: Дрофа, с.:ил. 2. Книга для чтения по неорганической химии. Кн. для учащихся. В 2 ч. Ч. 1 / сост. В. А. Крицман 3-е изд. М.: Просвещение, с., 8 л ил.: ил. ISBN Химия. Учеб. для 9 кл. сред. шк. / Ф. Г. Фельдман, Г. Е. Рудзитис М.: Просвещение, с.: ил. ISBN Химия: Учеб. для 8-9 кл. общеобразоват. Учреждений / Р. Г. Иванова. 3-е изд., М.: Просвещение, с.: ил. ISBN Путешествие по шестой группе. Элементы VI группы периодической системы Д. И. Менделеева. Пособие для учащихся. / Г. Л. Немчанинова М., «Просвещение», с.: ил.