Брылова Елена Владимировна МАОУ Гимназия 16 «Интерес» г. Люберцы Педагог-психолог
Психологические особенности детей лет
Кризисы и стабильные периоды Ребенок развивается неравномерно. Есть периоды относительно спокойные, или стабильные, а есть так называемые критические.
Критические периоды Во время критических периодов ребенок за очень короткий срок меняется весь в целом, в основных чертах личности. Это революционное, бурное, стремительное течение событий как по темпу, так и по смыслу совершающихся перемен.
Для критических периодов характерны особенности: 1. Кризис возникает незаметно, очень трудно определить момент его наступления и окончания. Резкое обострение (кульминация) наблюдается в середине кризиса. В это время кризис достигает апогея. 2. Наблюдается строптивость, падение успеваемости и работоспособности, возрастание количества конфликтов с окружающими. Внутренняя жизнь ребенка в это время связана с мучительными переживаниями. 3. Негативный характер развития. Во время кризисов, в отличие от стабильных периодов, совершается скорее разрушительная, нежели созидательная работа. Ребенок не столько приобретает, сколько теряет из приобретенного прежде. Однако возникновение нового в развитии непременно означает отмирание старого. Одновременно в критические периоды наблюдаются и конструктивные процессы развития - новообразования.
Стабильные периоды Во время стабильных периодов ребенок накапливает количественные изменения, а не качественные, как во время критических. Эти изменения накапливаются медленно и незаметно.
Динамика развития - К началу каждого периода складывается неповторимое отношение ребенка с окружающей действительностью - социальная ситуация развития. - Она закономерно определяет его образ жизни, что ведет к возникновению новообразований. - Новообразования влекут за собой новую структуру сознания ребенка, изменение отношений. - Меняется социальная ситуация развития. Наступает связанный с этим критический период.
Э. Эриксон ( ) выделил 8 стадий психосоциального развития личности.
1. Доверие – недоверие к окружающему миру (0 – 1 год); 2. Чувство независимости – ощущение стыда и сомнения (1 – 3 года); 3. Инициативность – чувство вины (4 – 5 лет); 4. Трудолюбие – чувство неполноценности (6 – 11 лет); 5. Понимание принадлежности к определенному полу – непонимание форм поведения, соответствующего данному полу (12 – 18 лет); 6. Стремление к интимным отношениям – изолированность от окружающих (раннее взросление); 7. Жизненная активность – сосредоточенность на себе, возрастные проблемы (нормальное взросление); 8. Ощущение полноты жизни – отчаяние (позднее взросление). На каждой человек испытывает специфический кризис, суть которого составляет конфликт между противоположными состояниями сознания и психики:
Гуманистическая теория Рассматривает человека как уникального индивида, целостную личность, стремящуюся к самореализации. Основоположник - Абрахам Маслоу (1908 – 1970).
Согласно его теории, каждый человек обладает мотивационным набором, который помогает ему удовлетворять потребности пяти уровней: выживание, или биологические потребности; безопасность и уверенность в будущем; любовь и принадлежность к конкретной социальной группе (социальный статус); самооценка; самореализация. Удовлетворяя их, человек становится творческой и самостоятельной личностью.
Культурно-историческая концепция развития личности Л.С.Выготского «Всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва социальном, как категория интерпсихическая, потом – психологическом, как категория интрапсихическая, сперва между людьми, затем внутри ребенка».
1. Она должна быть смыслообразующей для ребенка. Например, в 3 года бессмысленные ранее вещи приобретают для ребенка смысл в контексте игры. Следовательно, игра и есть ведущая деятельность и средство смыслообразования. 2. В контексте этой деятельности складываются базовые отношения со взрослыми и сверстниками. 3. В связи с освоением ведущей деятельности возникают основные новообразования возраста (круг способностей, которые позволяют эту деятельность реализовывать, например, речь). Л.С.Выготский ввёл понятие ведущей деятельности в развитии ребёнка, которая характеризуется тремя признаками:
Э. Эриксон в своих взглядах на развитие придерживался эпигенетического принципа: генетической определенности стадий, которые в своем развитии проходит каждый человек от начала и до конца своих дней.
Сензитивные периоды Каждый ребенок сензитивен (гиперчувствителен) к определенным воздействиям, к освоению реальности и развитию способностей в разные периоды становления личности. Сензитивные периоды связаны, во-первых, с ведущей деятельностью, во-вторых, с актуализацией в каждом возрасте тех или иных базальных потребностей.
Зона ближайшего развития Взаимодействие ребенка с социальной средой является не фактором, а источником развития. Иначе говоря, все, чему научится ребенок, должны дать ему окружающие его люди. Важно при этом, чтобы обучение (в самом широком смысле) шло с опережением. У ребенка есть некий уровень актуального развития (например, он может решить задачу самостоятельно, без помощи взрослого) и уровень потенциального развития, то есть в сотрудничестве со взрослым. Зона ближайшего развития – это то, на что ребенок способен, но пока не умеет без помощи взрослых. Все обучение строится на принципе учета зоны ближайшего развития, с опережением актуального развития.