Презентацию подготовила Митрошина М.Ю., учитель русского языка и литературы МКОУ «Лицей 2»
1.Повторить разряды числительных; 2.Развивать умение склонять простые и составные числительные; 3. Продолжить работу по систематизации материала для выполнения А-3 на ЕГЭ (грамматические нормы).
Сколько? Который ? Какой? Количество предметов, порядок предметов при счете. В предложении могут быть подлежащим, сказуемым, определением.
Количественные: А)отвлеченное число (пять); Б) количество предметов (пять книг); В)дробные (две пятых); Г)приблизительное количество (несколько книг). Порядковые: порядок предметов при счете(второй, шестисотый) Собирательные: несколько предметов как единое целое (двое- десятеро, оба, обе).
Простые (шесть, пятеро, седьмой); Сложные (пятьдесят, шестьсот); Составные (двадцать пятый). Морфологические признаки : Изменяются по падежам, числам и родам.
Сложные - склоняются обе части (восемьюдесятью); Составные – изменяется каждое слово(семьюдесятью пятью); Составные порядковые - меняется последнее слово (пятьдесят восьмым); Дробные –изменяются обе части (тремя пятыми).
40,90,100 –И,В.п.-сорок, девяносто, сто Р,Д,Т,П- сорока, девяноста, ста 1,5,150 – И,В.п.- полтора, полтораста, Р,Д,Т,П.п- полутора, полутораста Оба - обоих, обоими, Обе - обеих, обеими Запомни :И,В.п.- полторы, две, три, четыре высокие пальмы(ж.р.), Р.П.п.(м,ср.р.) –два высоких дерева, три больших дома
Слитно :1. сложные количественные и порядковые (восемьдесят, восьмидесятый). 2. На –тысячный, миллионный, миллиардный: стодвадцатипятитысячный (порядковые) Дефис : 120-тысячный, 25-миллионный
От 5-20,30 – Ь в конце числа; От 50-80, от –Ь в середине числа: Пять, семь, восемь, двадцать семь, Шестьсот, семьдесят,
Оба + м.род, ср.род ед.числа; Обе + ж.род ед.числа; НО: у тех и у других ворот, грабель, вил. Собирательные числительные + сущ. А) лица мужского рода (трое мужчин); Б) общего рода (четверо сирот); В) детёныши животных (семеро козлят); Г) сущ. только мн. числа( трое суток); Д) парные предметы (двое сапог).