1 Тема 6. Разделение властей I.Альтернативные системы государственного правления. 1.Типология систем правления. 2.Президентские системы. 3.Парламентские.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ВЫБОР Калягин Григорий Владимирович 1.
Advertisements

1 Тема 5. Разделение властей 1.Типология систем правления. 2.Президентские системы. 3.Парламентские системы. 4.Различия между парламентскими и президентскими.
Тема 4 Основные формы правления. Основы конституционного строя России: общая характеристика (2 час.) 1.

Форма правления. Форма государства Это сложное общественое явление, которое включает в себя: Это сложное общественое явление, которое включает в себя:
Типовые расчёты Растворы
Понятие государства совокупность институтов публичной власти, механизм реализации политической власти особая форма политической власти, обладающая суверенитетом.
Система государственных органов. I. Парламент Республики Казахстан.
Проверка домашнего задания Охарактеризуйте три правильные и три неправильные формы правления. Опишите республиканский тип устройства государства. Какую.
Формы государства Урок 14. План 1. Понятие «формы государства». 2. Формы правления государства. 3. Формы территориального устройства государства.
Конституционный строй Уругвая
Ф ОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ Школа 922. форма государственного устройства - политический режим – методы и приемы осуществления государственной (политической) власти.
Маршрутный лист «Числа до 100» ? ? ?
О СИТУАЦИИ НА РЫНКЕ ТРУДА И РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО СНИЖЕНИЮ НАПРЯЖЕННОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА СУБЪЕКТОВ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА.
1 Трудные случаи таблицы умножения и деления 2 Приношу свои извинения, но придётся начать заново!
Президентская власть, парламент и парламентаризм Морозова Е.Л., учитель истории и обществознания МКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа 4»,
Федеральное Собрание. Совет Федерации. Государственная Дума.
Ребусы Свириденковой Лизы Ученицы 6 класса «А». 10.
Викторина по обществознанию. Палата Федерального Собрания РФ 1. Совет Федерации 2. Государственный Совет 3. Конституционное Собрание 4. Совет национальностей.
«Создание информационной системы, обеспечивающей разработку типологии субъектов Российской Федерации для целей проведения образовательной политики с учетом.
Транксрипт:

1 Тема 6. Разделение властей I.Альтернативные системы государственного правления. 1.Типология систем правления. 2.Президентские системы. 3.Парламентские системы. 4.Полупрезидентские системы.

2 II.Экономический анализ разделения властей. 1.Функции выборов. 2.Производство общественных благ в президентской системе. 3.Полупрезидентская система: сдержки и противовесы. 4.Полупрезидентская система: раскрытие информации. 5.Разделение властей в парламентской системе. 6.Функции судебной власти. Тема 6. Разделение властей

3 Таблица 6.1. Избрание главы государства Избирается всенародно Не избирается всенародно Ответственность перед парламентом Правительство ответственно Полупрези- дентские системы Парламента- ризм Правительство не ответственно Президенциа- лизм Ассамблейно- независимый режим Типология систем правления

4 Рисунок 6.1 Неограниченные ПРЕЗИДЕНТСКИЕ СИСТЕМЫ Ограниченные Президентские системы Монократические Милитарные Партократические

5 Меры противодействия узурпации власти: Запрет переизбрания; Коллегиальное президентство; Ограничения власти президента парламентом; Совместное осуществление власти (с другими органами исполнительной власти); Импичмент; Создание независимых от президента правительственных структур; Другие меры Президентские системы

6 Рисунок 6.2 Доминирование парламента (ассамблейные) ПАРЛАМЕНТСКИЕ СИСТЕМЫ Доминирование исполнительной власти Парламентские системы Сбалансирован- ные системы

7 Доминирование исполнительной власти: Премьерское правление: премьер-министр возглавляет не только правительство и исполнительную власть, но и полностью контролирует принятие решений парламентом, так как обладает там большинством. Кабинетное правление: правительство является центром власти, но влияние премьер-министра и отдельных министров ограничивается многопартийными коалициями. Министерское правление: министры принимают решения в рамках своей компетенции, а координация деятельности министерств практически отсутствует Парламентские системы

8 Ассамблейное правление: Кабинет не осуществляет руководство легислатурой. Власть рассеяна и атомизирована. Партийная дисциплина отсутствует. Правительство не может действовать быстро и решительно. Коалиции неустойчивы. Правительство полностью подчинено парламенту Парламентские системы

9 Рационализированный парламентаризм: система, в которой при доминировании парламента, роль последнего ограничивается институционально: Усложнение процедуры вынесения вотума недоверия правительству. Контроль правительства за повесткой дня. Введение ограничений на право отдельных депутатов вносить законопроекты на рассмотрение парламента Парламентские системы

10 Полупрезидентская система: форма правления, при которой глава государства (президент) избирается на всеобщих выборах, обладает значительными полномочиями и сосуществует вместе с премьер-министром, ответственным перед парламентом. Парламентско-президентская система: полупрезидентская система, в которой кабинет несет ответственность только перед парламентом. Президентско-парламентская система: полупрезидентская система, в которой кабинет несет ответственность и перед парламентом, и перед президентом Полупрезидентские системы

11 1.Агрегирование и представление несовпадающих друг с другом интересов избирателей; 2.Агрегирование рассеянной информации о надлежащих политических решениях; 3.Решение проблемы неблагоприятного отбора: выбор наиболее компетентных политиков; 4.Решение проблемы морального риска: механизм ответственности политиков перед избирателями Функции выборов

Производство общественных благ в президентской системе Функция ожидаемой полезности избирателей (многочисленных и абсолютно одинаковых): (6.1) E – оператор ожидания; 0

13 – случайный фактор, отражающий, в частности, продуктивность работы государственного сектора; x t >0 – показатель отвлечения ресурсов на частное потребление правительства (исполнительной власти). Функция ожидаемой полезности правительства: (6.3) v(x t ) – полезность правительства, как монотонно возрастающая функция x t. Положим, для простоты: (6.4) Производство общественных благ в президентской системе

14 Если избиратели располагают достоверной информацией о величине θ t, условие повторного выбора действующей исполнительной власти выглядит как: (6.5) x F t находится из: (6.6) Где: (6.7) Производство общественных благ в президентской системе

15 При условии, что x F и δ одинаковы для всех периодов. Из (6.4), (6.6) и (6.7) получим: (6.8) Из (6.8) и (6.5): (6.9) Если перевыборы исполнительной власти проходят в два раза реже: (6.10) Производство общественных благ в президентской системе

16 И: (6.11) Пусть избиратели не имеют представления о величине θ. Если θθ*, x(θ)=1-c*/θ, c=c*, и исполнительная власть будет переизбрана на следующий срок (см. рис. 6.3) Производство общественных благ в президентской системе

17 Рисунок 6.3. Ө C, X C*C* 1 Ө*Ө* x(Ө * ) C Производство общественных благ в президентской системе x(Ө)

Полупрезидентская система: сдержки и противовесы В полупрезидентской системе функции ожидаемой полезности избирателей и исполнительной власти формально не изменяются (уравнения (6.1) и (6.3), соответственно), однако: (6.12) Где l t >0 – показатель отвлечения ресурсов на частное потребление парламента. Функция ожидаемой полезности парламента: (6.13)

19 v(l t ) – полезность парламента, как монотонно возрастающая функция l t. Пусть снова: (6.14) Если процесс принятия решений не предусматривает никаких сдержек и противовесов (см. рис. 6.4) благосостояние избирателей сокращается по сравнению с чистой президентской системой Полупрезидентская система: сдержки и противовесы

20 Рисунок Полупрезидентская система: сдержки и противовесы

21 В наилучшей возможной ситуации равновесия для избирателя обе ветви власти выбирают одинаковые доли отвлечения ресурсов и их сумма меньше 1. Пусть парламент, по какой-то причине выбирает: (6.15) Тогда условие равновесия для исполнительной власти выглядит как (см. (6.8)): (6.16) Полупрезидентская система: сдержки и противовесы

22 Откуда: (6.17) При δ

23 Пусть одна из ветвей власти (например, исполнительная) может контролировать повестку дня (см. рис. 6.5). Правительство вносит в парламент предложение (x, l), которое должно удовлетворять условию: (6.19) Если данное предложение не принимается парламентом, сохраняется статус-кво: (6.20) Так как исполнительная ветвь власти контролирует повестку дня, она присваивает всю ренту, то есть l=l S Полупрезидентская система: сдержки и противовесы

24 Рисунок Полупрезидентская система: сдержки и противовесы

25 Если избирателям известна величина θ и неизвестно распределение присваиваемых средств между ветвями власти, избирателями будет установлено следующее правило перевыборов законодательной и исполнительной властей: (6.21) Исполнительная власть может или, следуя долгосрочной стратегии, выполнить условие (6.21), предложив парламенту l S, или выбрать краткосрочную стратегию поведения Полупрезидентская система: сдержки и противовесы

26 В этом случае придется предложить парламенту компенсацию l A >l S. (6.22) Равновесная величина x F для исполнительной власти: (6.23) Откуда: (6.24) Полупрезидентская система: сдержки и противовесы

27 Таким образом: (6.25) Пусть принятие решения происходит в две стадии, на каждой из которых одна из ветвей власти обладает возможностью контроля за повесткой дня. Исполнительная власть предлагает на утверждение парламенту совокупный дискреционный бюджет (g=x+l), если парламент не принимает предложение, сохраняется статус- кво (g S ) (см. рис. 6.6) Полупрезидентская система: сдержки и противовесы

28 Рисунок Полупрезидентская система: сдержки и противовесы

29 На второй стадии парламент предлагает правительству распределение дискреционного бюджета (x, l). Если предложение отвергается, сохраняется статус-кво (x S, l S ). Если избирателям неизвестно распределение присваиваемых средств между ветвями власти, будет установлено следующее правило перевыборов законодательной и исполнительной властей: (6.26) Полупрезидентская система: сдержки и противовесы

30 Где: (6.27) (6.28) При этом: (6.29) Полупрезидентская система: сдержки и противовесы

Полупрезидентская система: раскрытие информации Пусть θ неизвестно избирателям, однако известно обеим ветвям власти. Законодательная и исполнительная ветви власти информируют избирателей о величине θ (см. рис. 6.7). Эта информация может быть истинной или ложной. Если одна из ветвей власти (например, исполнительная) обладает полным контролем над повесткой дня, для выполнения θ L = θ избирателям нужно принять следующее правило перевыборов обеих ветвей власти: (6.30)

32 Рисунок Полупрезидентская система: раскрытие информации

Разделение властей в парламентской системе Рисунок 6.8.

34 Если правительство продолжит свою работу вне зависимости от результатов парламентских выборов возможен сговор между ветвями власти. Правительство может предложить парламенту бюджет (x>x F, l>l A ) в обмен на обещание X=X. Чтобы не допустить такой возможности избиратели должны установить следующее правило перевыборов парламента: (6.31) Где (6.32) Разделение властей в парламентской системе

35 Из (6.31) и (6.32): (6.33) Из (6.20), (6.22) и (6.33): (6.34) Если сговор между ветвями власти невозможен, или, если правительство распускается после парламентских выборов, устанавливаемое избирателями правило перевыборов законодательной власти должно быть идентично (6.21), а объем потребления общественных благ соответствует (6.25) (c F (θ)=δθ) Разделение властей в парламентской системе