1 Тема 6. Разделение властей I.Альтернативные системы государственного правления. 1.Типология систем правления. 2.Президентские системы. 3.Парламентские системы. 4.Полупрезидентские системы.
2 II.Экономический анализ разделения властей. 1.Функции выборов. 2.Производство общественных благ в президентской системе. 3.Полупрезидентская система: сдержки и противовесы. 4.Полупрезидентская система: раскрытие информации. 5.Разделение властей в парламентской системе. 6.Функции судебной власти. Тема 6. Разделение властей
3 Таблица 6.1. Избрание главы государства Избирается всенародно Не избирается всенародно Ответственность перед парламентом Правительство ответственно Полупрези- дентские системы Парламента- ризм Правительство не ответственно Президенциа- лизм Ассамблейно- независимый режим Типология систем правления
4 Рисунок 6.1 Неограниченные ПРЕЗИДЕНТСКИЕ СИСТЕМЫ Ограниченные Президентские системы Монократические Милитарные Партократические
5 Меры противодействия узурпации власти: Запрет переизбрания; Коллегиальное президентство; Ограничения власти президента парламентом; Совместное осуществление власти (с другими органами исполнительной власти); Импичмент; Создание независимых от президента правительственных структур; Другие меры Президентские системы
6 Рисунок 6.2 Доминирование парламента (ассамблейные) ПАРЛАМЕНТСКИЕ СИСТЕМЫ Доминирование исполнительной власти Парламентские системы Сбалансирован- ные системы
7 Доминирование исполнительной власти: Премьерское правление: премьер-министр возглавляет не только правительство и исполнительную власть, но и полностью контролирует принятие решений парламентом, так как обладает там большинством. Кабинетное правление: правительство является центром власти, но влияние премьер-министра и отдельных министров ограничивается многопартийными коалициями. Министерское правление: министры принимают решения в рамках своей компетенции, а координация деятельности министерств практически отсутствует Парламентские системы
8 Ассамблейное правление: Кабинет не осуществляет руководство легислатурой. Власть рассеяна и атомизирована. Партийная дисциплина отсутствует. Правительство не может действовать быстро и решительно. Коалиции неустойчивы. Правительство полностью подчинено парламенту Парламентские системы
9 Рационализированный парламентаризм: система, в которой при доминировании парламента, роль последнего ограничивается институционально: Усложнение процедуры вынесения вотума недоверия правительству. Контроль правительства за повесткой дня. Введение ограничений на право отдельных депутатов вносить законопроекты на рассмотрение парламента Парламентские системы
10 Полупрезидентская система: форма правления, при которой глава государства (президент) избирается на всеобщих выборах, обладает значительными полномочиями и сосуществует вместе с премьер-министром, ответственным перед парламентом. Парламентско-президентская система: полупрезидентская система, в которой кабинет несет ответственность только перед парламентом. Президентско-парламентская система: полупрезидентская система, в которой кабинет несет ответственность и перед парламентом, и перед президентом Полупрезидентские системы
11 1.Агрегирование и представление несовпадающих друг с другом интересов избирателей; 2.Агрегирование рассеянной информации о надлежащих политических решениях; 3.Решение проблемы неблагоприятного отбора: выбор наиболее компетентных политиков; 4.Решение проблемы морального риска: механизм ответственности политиков перед избирателями Функции выборов
Производство общественных благ в президентской системе Функция ожидаемой полезности избирателей (многочисленных и абсолютно одинаковых): (6.1) E – оператор ожидания; 0
13 – случайный фактор, отражающий, в частности, продуктивность работы государственного сектора; x t >0 – показатель отвлечения ресурсов на частное потребление правительства (исполнительной власти). Функция ожидаемой полезности правительства: (6.3) v(x t ) – полезность правительства, как монотонно возрастающая функция x t. Положим, для простоты: (6.4) Производство общественных благ в президентской системе
14 Если избиратели располагают достоверной информацией о величине θ t, условие повторного выбора действующей исполнительной власти выглядит как: (6.5) x F t находится из: (6.6) Где: (6.7) Производство общественных благ в президентской системе
15 При условии, что x F и δ одинаковы для всех периодов. Из (6.4), (6.6) и (6.7) получим: (6.8) Из (6.8) и (6.5): (6.9) Если перевыборы исполнительной власти проходят в два раза реже: (6.10) Производство общественных благ в президентской системе
16 И: (6.11) Пусть избиратели не имеют представления о величине θ. Если θθ*, x(θ)=1-c*/θ, c=c*, и исполнительная власть будет переизбрана на следующий срок (см. рис. 6.3) Производство общественных благ в президентской системе
17 Рисунок 6.3. Ө C, X C*C* 1 Ө*Ө* x(Ө * ) C Производство общественных благ в президентской системе x(Ө)
Полупрезидентская система: сдержки и противовесы В полупрезидентской системе функции ожидаемой полезности избирателей и исполнительной власти формально не изменяются (уравнения (6.1) и (6.3), соответственно), однако: (6.12) Где l t >0 – показатель отвлечения ресурсов на частное потребление парламента. Функция ожидаемой полезности парламента: (6.13)
19 v(l t ) – полезность парламента, как монотонно возрастающая функция l t. Пусть снова: (6.14) Если процесс принятия решений не предусматривает никаких сдержек и противовесов (см. рис. 6.4) благосостояние избирателей сокращается по сравнению с чистой президентской системой Полупрезидентская система: сдержки и противовесы
20 Рисунок Полупрезидентская система: сдержки и противовесы
21 В наилучшей возможной ситуации равновесия для избирателя обе ветви власти выбирают одинаковые доли отвлечения ресурсов и их сумма меньше 1. Пусть парламент, по какой-то причине выбирает: (6.15) Тогда условие равновесия для исполнительной власти выглядит как (см. (6.8)): (6.16) Полупрезидентская система: сдержки и противовесы
22 Откуда: (6.17) При δ
23 Пусть одна из ветвей власти (например, исполнительная) может контролировать повестку дня (см. рис. 6.5). Правительство вносит в парламент предложение (x, l), которое должно удовлетворять условию: (6.19) Если данное предложение не принимается парламентом, сохраняется статус-кво: (6.20) Так как исполнительная ветвь власти контролирует повестку дня, она присваивает всю ренту, то есть l=l S Полупрезидентская система: сдержки и противовесы
24 Рисунок Полупрезидентская система: сдержки и противовесы
25 Если избирателям известна величина θ и неизвестно распределение присваиваемых средств между ветвями власти, избирателями будет установлено следующее правило перевыборов законодательной и исполнительной властей: (6.21) Исполнительная власть может или, следуя долгосрочной стратегии, выполнить условие (6.21), предложив парламенту l S, или выбрать краткосрочную стратегию поведения Полупрезидентская система: сдержки и противовесы
26 В этом случае придется предложить парламенту компенсацию l A >l S. (6.22) Равновесная величина x F для исполнительной власти: (6.23) Откуда: (6.24) Полупрезидентская система: сдержки и противовесы
27 Таким образом: (6.25) Пусть принятие решения происходит в две стадии, на каждой из которых одна из ветвей власти обладает возможностью контроля за повесткой дня. Исполнительная власть предлагает на утверждение парламенту совокупный дискреционный бюджет (g=x+l), если парламент не принимает предложение, сохраняется статус- кво (g S ) (см. рис. 6.6) Полупрезидентская система: сдержки и противовесы
28 Рисунок Полупрезидентская система: сдержки и противовесы
29 На второй стадии парламент предлагает правительству распределение дискреционного бюджета (x, l). Если предложение отвергается, сохраняется статус-кво (x S, l S ). Если избирателям неизвестно распределение присваиваемых средств между ветвями власти, будет установлено следующее правило перевыборов законодательной и исполнительной властей: (6.26) Полупрезидентская система: сдержки и противовесы
30 Где: (6.27) (6.28) При этом: (6.29) Полупрезидентская система: сдержки и противовесы
Полупрезидентская система: раскрытие информации Пусть θ неизвестно избирателям, однако известно обеим ветвям власти. Законодательная и исполнительная ветви власти информируют избирателей о величине θ (см. рис. 6.7). Эта информация может быть истинной или ложной. Если одна из ветвей власти (например, исполнительная) обладает полным контролем над повесткой дня, для выполнения θ L = θ избирателям нужно принять следующее правило перевыборов обеих ветвей власти: (6.30)
32 Рисунок Полупрезидентская система: раскрытие информации
Разделение властей в парламентской системе Рисунок 6.8.
34 Если правительство продолжит свою работу вне зависимости от результатов парламентских выборов возможен сговор между ветвями власти. Правительство может предложить парламенту бюджет (x>x F, l>l A ) в обмен на обещание X=X. Чтобы не допустить такой возможности избиратели должны установить следующее правило перевыборов парламента: (6.31) Где (6.32) Разделение властей в парламентской системе
35 Из (6.31) и (6.32): (6.33) Из (6.20), (6.22) и (6.33): (6.34) Если сговор между ветвями власти невозможен, или, если правительство распускается после парламентских выборов, устанавливаемое избирателями правило перевыборов законодательной власти должно быть идентично (6.21), а объем потребления общественных благ соответствует (6.25) (c F (θ)=δθ) Разделение властей в парламентской системе