Кинесика (Жесты в дискурсе) «Дискурс», тема 12 © Юлия Николаева.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Жесты в дискурсе Тема IV – 12 Николаева Юлия. Кинесика Невербальная семиотика Кинесика Паралингвистика.
Advertisements

Жесты в дискурсе. Кинесика Невербальная семиотика КинесикаПросодия.
Иллюстративные жесты и структура дискурса Диалог-2009 Юлия Николаева.
Понятие Деловой Коммуникации. Понятие деловой коммуникации Деловая коммуникация представляет собой сложный и многогранный процесс, имеющий объективные.
Вербальная культура. Основные каналы общения Речевой (вербальный) Неречевой (невербальный)
Значение и смысл слов, фраз Речевые звуковые явления Выразительн ые качества голоса Общение, будучи сложным социально – психологическим процессом взаимопонимания.
ОБЩЕНИЕ КАК ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ. План. 1.Коммуникация или общение. 2.Средства общения. 3.Невербальное общение. 4.Особенности общения в современном мире.
Семинар классных руководителей Тема: «Педагогическое общение как особый вид творчества»
Лекция 1 Общественная сущность языка Введение в языкознание Перевод в сфере профессиональной коммуникации Центр иностранных языков ст.преп. Василенко М.С.
По теме самообразования: «Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках и во внеурочное время»
Интересы общества интересы личности интересы потенциального работодателя РАЗВИТИЕ Реализация ФГОС нового поколения. Формирование способности организации.
Кадыровой К. 3 к АО ( л ). Письменная речь является одним из способов формирования и формулирования мысли. Внешне выраженная, как и устная, письменная.
ОБЩЕНИЕ ОБЩЕНИЕ СЛОЖНЫЙ МНОГОПЛАНОВЫЙ ПРОЦЕСС УСТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КОНТАКТОВ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ ( МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ ) И ГРУППАМИ ( МЕЖГРУППОВОЕ ОБЩЕНИЕ.
Функции языка (прежде всего речи) коммуникативная, или функция общения передача и усвоение общественно- исторического опыта знаковая планирующая. экспрессивная.
Москва 2012 ГБОУ Гимназия 1505 «Московская городская педагогическая гимназия – лаборатория» Автор: ученица 9 класса «А» Васильченко Елена Руководитель:
Формирование универсальных учебных действий Районный семинар учителей, работающих по УМК «Перспективная начальная школа» Можайский район МОУ СОШ пос. Гидроузел.
Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Русский язык.
Материал подготовил Алимбай Курмет Имашулы Студент 3 курса Университета Алматы.
Ученическая презентация на тему: Группа 1. Наша гипотеза: Даже в наше время реальное общение является более предпочтительным чем сетевое.
Транксрипт:

Кинесика (Жесты в дискурсе) «Дискурс», тема 12 © Юлия Николаева

Кинесика Невербальная семиотика КинесикаПаралингвистика

Кинесика наука о жестах и жестовых движениях, жестовых процессах и жестовых системах наука о жестах и жестовых движениях, жестовых процессах и жестовых системах в широком смысле - наука о языке тела и его частей (мимические жесты, жесты головы и ног, позы и знаковые телодвижения) в широком смысле - наука о языке тела и его частей (мимические жесты, жесты головы и ног, позы и знаковые телодвижения)

Жесты Знаковые кинетические единицы выражения и передачи информации.

Типы знаков (Пирс) Иконические (образы, метафоры, схемы) Иконические (образы, метафоры, схемы) Символические (произвольные) Символические (произвольные) Индексы (указатели) Индексы (указатели)

Классы жестов (Эфрон) эмблемы (имеют самостоятельное значение, независимы от контекста) эмблемы (имеют самостоятельное значение, независимы от контекста) иллюстраторы – сопровождают речь иллюстраторы – сопровождают речь регуляторы – управляют коммуникацией регуляторы – управляют коммуникацией

Континуум Кендона жестикуляция жестикуляция жесты, замещающие речь жесты, замещающие речь пантомима пантомима эмблемы эмблемы языки глухонемых (жестовые языки) языки глухонемых (жестовые языки)

Изменения вдоль континуума Кендона Сегментация (разделение значений) Сегментация (разделение значений) Способность к комбинации Способность к комбинации Наличие стандартной формы Наличие стандартной формы Лексикон – в разных контекстах та же форма Лексикон – в разных контекстах та же форма Синтаксис по стандартным правилам Синтаксис по стандартным правилам Парадигматические оппозиции Парадигматические оппозиции Различительность элементов Различительность элементов Произвольность формы Произвольность формы Способ согласования по времени с речью Способ согласования по времени с речью Наличие сообщества использующих эти жесты Наличие сообщества использующих эти жесты

Некоторые особенности семиотики иллюстр. жестов - Переход в другой класс - Свобода выбора значения - Парадигматические значения

Иллюстративные жесты Появляются только с речью - глобальны (значения частей определяются значением целого) - синтетические (разные значащие сегменты объединены в одно целое) -не комбинируются в последовательности -зависят от контекста – выражают только важное, остальное опускают -нет стандарта формы

Классификация иллюстративных жестов Дейктические Дейктические Кинетические ударения Кинетические ударения - Однократные - Многократные – ритмические жесты. Изобразительные (иконические и метафорические) Изобразительные (иконические и метафорические) ? Иллюстративные регуляторы ? Иллюстративные регуляторы

Недискретное деление иллюстраторов на типы Референциальные Референциальные Модальные Модальные Прагматические Прагматические

Количество иллюстраторов уменьшается, если говорящий - подавлен - устал - находится в подчиненном положении увеличивается увеличивается - в неформальной обстановке - когда говорящий не очень заботится о впечатлении, которое он производит на окружающих - когда слушающий не понимает

Источник «культурного словаря» жестов LeBaron & Streeck: в конкретных, несимволических исследованиях и инструментальных действиях (в онто- и филогенезе). При этом слушающий должен "заполнить" фон

Зеркальные нейроны Активизируются, когда обезьяна обдумывает действие, выполняет его или видит, как выполняет кто-то другой Активизируются, когда обезьяна обдумывает действие, выполняет его или видит, как выполняет кто-то другой Предполагается, что так появился язык Предполагается, что так появился язык У людей эти нейроны – в зоне Брока У людей эти нейроны – в зоне Брока

Межкультурные различия За час финн делает один жест, итальянец – 80, француз – 120, мексиканец – 180, русский – 40 Иммигранты в США из Израиля: чаще использовали жесты акцентирующего типа из Италии: описывали форму объекта повествования

Гендерные различия лекторского поведения (Крейдлин) мужской стиль - резкое движение руки вниз мужской стиль - резкое движение руки вниз женский – более плавное отведение руки в сторону. женский – более плавное отведение руки в сторону.

Роль жестов в речи Для слушающего Регулирование коммуникации Регулирование коммуникации Передача информации Передача информации Выделение Выделение Сообщение о чувствах и состоянии говорящего Сообщение о чувствах и состоянии говорящего Особые случаи использования жестов (с детьми, малознакомый язык, шумно)

Информативная функция: Эксперименты с несоответствием слов и жестов. Направление «Говорит: Какая миленькая обезьянка, и дает ему монету»

Образ действия «И подзывает его к себе»

Анафора «Сильвестр стоит перед Твити и смотрит на него, а потом вдруг бросается за ним»

Ошибки при пересказе С неправильными жестами - образа действия - 54% ошибок - направления - 50% - анафорическими – 30%.

Регулирование коммуникации При наличии регулятивных жестов Лучше понимание Лучше понимание Выше оценка языковых способностей говорящего Выше оценка языковых способностей говорящего Меньше наложений реплик и пауз Меньше наложений реплик и пауз

Сообщение об эмоциях и отношении Люди доверяют жестам больше, чем словам (потому что язык тела меньше контролируется) Люди доверяют жестам больше, чем словам (потому что язык тела меньше контролируется) Наличие эмоций у говорящего вызывает эмоции у слушающего Наличие эмоций у говорящего вызывает эмоции у слушающего Жесты отвечают за то, как слушающие будут относиться к сообщаемой информации Жесты отвечают за то, как слушающие будут относиться к сообщаемой информации Альберт Меграбян: 7% слова, 38% голос, 55% движения и мимика

Роль жестов в речи Для говорящего Для говорящего Поиск слова Поиск слова Обработка информации Обработка информации Ритмическая организация речи Ритмическая организация речи

Поиск слова Ограничена жестикуляция – больше сбоев Ограничена жестикуляция – больше сбоев Если новое в дискурсе слово не сопровождается жестом, перед ним будет пауза Если новое в дискурсе слово не сопровождается жестом, перед ним будет пауза Жесты предшествуют значимым фрагментам речи Жесты предшествуют значимым фрагментам речи Билингвы жестикулируют больше Билингвы жестикулируют больше В повторах жестов меньше В повторах жестов меньше Сложил руки в форме стрелы – быстрее вспомнил Сложил руки в форме стрелы – быстрее вспомнил Лексика или фонетика?

Обработка информации Эксперименты с детьми: сравнение количества и объема Эксперименты с детьми: сравнение количества и объема При освоении языка переход от 1 словных предложений к 2 словным – через слово + жест При освоении языка переход от 1 словных предложений к 2 словным – через слово + жест Жесты помогают восстанавливать речь после инсульта (в отличие от рекомендаций по артикуляции и изображений) Жесты помогают восстанавливать речь после инсульта (в отличие от рекомендаций по артикуляции и изображений)

Структура жеста

Ментальное представление и его отражение в речи Пространственно- Пропозициональные динамические РЕФЕРЕНТ А признак А1признак А1признак А1 признак А2 признак А3признак А3 признак А4признак А4 признак А4признак А4 Жест АВербальное наименование А признак А1признак А1 признак А4

Жестами выражаются обычно Пространственные характеристики Пространственные характеристики - внешний вид (размер, форма) - движение - положение наблюдателя-рассказчика! Отношения часть/целое Отношения часть/целое Дейксис Дейксис

Метафора в жесте Служит наглядным средством передачи информации Служит наглядным средством передачи информации Облегчает обработку абстрактных понятий Облегчает обработку абстрактных понятий

Метафоры по Лакофф, Джонсон, используемые в жестах Идеи – это объекты Идеи – это объекты Мышление – это движение Мышление – это движение Время – это пейзаж Время – это пейзаж Время – это движение Время – это движение Изменение – это движение Изменение – это движение Абстрактная структура как пространственная Абстрактная структура как пространственная

Аспектология и жесты Перфективы: событие осмысляется как объект, который передается слушающему, или жест выражает быструю смену состояний, без внимания к процессу изменений Перфективы: событие осмысляется как объект, который передается слушающему, или жест выражает быструю смену состояний, без внимания к процессу изменений Имперфективы: плавность или сложная внутренняя структура Имперфективы: плавность или сложная внутренняя структура Жест передает то, насколько важны для говорящего отдельные подробности события Жест передает то, насколько важны для говорящего отдельные подробности события

Согласованность двух каналов передачи информации Взаимодействие слова и жеста присутствует при формулировании и при понимании мысли Синхронизация: - по времени - семантическую - прагматическую

Когда жесты встраиваются в речь Гипотеза лексического выбора Гипотеза лексического выбора Гипотеза обработки информации Гипотеза обработки информации Жесты и речь - два параллельных канала информации, взаимно влияющие друг на друга в процессе коммуникации Жесты и речь - два параллельных канала информации, взаимно влияющие друг на друга в процессе коммуникации

Модели производства речи и жестов

Модели производства речи и жестов -2 Жесты формируются раньше, чем высказывание, на основе пространственных характеристик Жесты формируются раньше, чем высказывание, на основе пространственных характеристик Есть обмен информацией и на более поздних стадиях (на уровне фонетического оформления или на этапе артикуляции) Есть обмен информацией и на более поздних стадиях (на уровне фонетического оформления или на этапе артикуляции)

Речь и жест – разные семиотические системы Аналитичность VS. синтетичность значения Аналитичность VS. синтетичность значения Линейная организация vs. одновременность Линейная организация vs. одновременность Части самостоятельны vs. существуют только в составе целого Части самостоятельны vs. существуют только в составе целого Заданная vs. уникальная форма Заданная vs. уникальная форма Традиционность формы vs. образность Традиционность формы vs. образность

"Точка развития" речевое мышление речевое мышление глубинная стадия высказывания глубинная стадия высказывания пик коммуникативного динамизма и психологический предикат пик коммуникативного динамизма и психологический предикат фокус внимания фокус внимания Фокус внимания в речи не может опережать пик жеста Один жест = одна идея

О дискурсивных функциях жестов Коммуникативный динамизм Коммуникативный динамизм «Слои» дискурса «Слои» дискурса Принцип Гивона Принцип Гивона Границы абзацев Границы абзацев

Серии последовательных жестов Соединение (catchment) Соединение (catchment) «Рамка сознания» «Рамка сознания» «Инерция» в жестах «Инерция» в жестах