В.Л.Тамбовцев Публичное право с точки зрения методологического индивидуализма VIII Леонтьевские чтения Санкт-Петербург, 28 февраля 2009
Деление права на публичное и частное: определяет установки законодателя и экспертов и влияет на конструкцию норм на издержки адресатов и гарантов на эффективность законов и определяемых ими институтов
Эффективность и действенность любого института зависит от его содержания и механизма принуждения к исполнению, т.е. величины и характера санкций, возлагаемых на нарушителя, эффективности действий монитора Если в публичных и частных нормах эти вопросы решаются по-разному, разной будет и эффективность соответствующих норм Поэтому важно понять продуктивность такого деления, его обоснованность, корректность принятых трактовок
Источник разграничения: Римское право Публичное право: имеет в виду интересы Римского государства Частное право: имеет в виду интересы отдельного индивида В наше время это трактуется завуалировано: ПП защищает общественные интересы, ЧП – частные очевидное противоречие практике + невнятность понятия «общественный интерес»
XIX начало XX века: альтернативные объяснения деления: теории материального критерия, теории формального критерия, теории, соединяющие формальный и материальный критерии Общественные отношения в государстве – частные отношения в государстве Централизация – децентрализация Императивные – диспозитивные нормы Властное принуждение – дозволение свободы выбора, и др. «Противостояние частного и публичного права продолжает действовать и в наши дни, оставаясь для доктрины такой же загадкой сфинкса, как и много веков тому назад» [Иоффе, 2000, с.43]
Правовые нормы – публичные и частные правовые нормы – законы Теоретически тексты законов могут включать нормы как публичные, так и частные Однако давление неясной доктрины на законодательство, на тексты законов проявляется очень четко Советский период: «мы ничего частного не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное» [Ленин, ПСС, т.44, с.398 ( )] Современная Россия: возрождение цивилистики, Гражданский кодекс, но…
Уголовный кодекс – общепризнанно сфера публичного права, сфера действий государства Экономическое объяснение: больший потенциал насилия государства + экономия на издержках принуждения при его централизации (исторический опыт – частное исполнение судебного решения) На практике: государственный поиск нарушителя и исполнение приговора, но частный иск по возмещению ущерба
Антитраст: государственный поиск нарушителя +штраф в пользу государства, но частный иск по возмещению ущерба возложение на пострадавших дополнительных издержек (в антитрасте дополнительно – снижение стимулов к информированию) Ответственность государства за причинение ущерба (неисполнение договоров, низкое качество услуг и т.п.) в рамках существующего законодательства: Бюджетный кодекс крайне затрудняет возмещение ущерба [Кузин, 2008, с.95-96]
Методологический индивидуализм: единственный субъект действия (носитель интереса, постановщик целей и т.п.) – индивид Индивид принимает решения с учетом социального окружения, но исходя из своих интересов и ограниченно рационально экстерналии Негативные экстерналии = ущерб другому индивиду НЕ Парето-улучшение необходимость сдерживания причинения ущербов
Сегодня в законодательстве этот принцип действует в отношении частного права, но не действует в отношении публичного права возможности (широко реализуемые) конкретных чиновников причинять ущербы гражданам, не возмещая их редкость Парето-улучшений функционирование экономики внутри границы производственных возможностей и т.д., и т.п.
Вывод: в нормах, регламентирующих действия чиновников внутри государства и их взаимодействия с индивидами, не являющимися работниками государства, должны действовать единые принципы, сдерживающие производство негативных экстерналий Нормы в качестве адресатов должны указывать не на организации, а на лиц, занимающих определенные рабочие места, полномочия которых допускают возможность производства негативных экстерналий, и включать в роли санкций возмещения причиненных ущербов
Спасибо за внимание!