Ительменский язык Волков Олег, ОТиПЛ, 2й курс
Генеалогическая информация Чукотско- камчатская семья Северная ветвь Чукотский язык Карякский язык Алюторский язык Керекский язык + Южная ветвь Ительменский язык (западно- ительменский) Восточно- ительменский Язык + Южно- ительменский Язык +
Генеалогическая информация Чукотско-камчатский язык, поглотил какой-то иной, не чукотско-камчатский язык (Богораз, Скорик) Генеалогическая изолированность, близость к Чукотско-камчатским – из-за ареального расположения (Володин)
Ареальная информация Камчатская область – 158 носителя, для которого язык – родной (перепись 1989 года) Корякский АО – 132 Другие регионы – 298
Название Ительменский, Itelmen, Итэнмэн (самоназвание) Камчадальский, Kamchadal (бывшее)
Социолингвистическая информация Всего говорящих – 562 Язык – родной, монолингвы – 18 Язык – родной, билинвгвы – 438 Перепись 2002 года – 375 человек владеют
Социолингвистическая информация Диалектная расчлененность – северный (седанкинский) и южный диалекты. Южный – инвариант, подавляющее большинство носителей Семья, хозяйство, с 30х годов – пассивное владение С 90х годов – 1 радиостанция
Письменность 1932 год – латинская графика, буквари, конец 30х годов – отменена 1988 год – утвержден новый алфавит на кириллической основе, словарь, букварь, учебник
Типологические особенности Фонетика Консонантная насыщенность, рекордный в мире уровень консонантизма по фоностатистическому методу ксхлиткаскл,фкнан °кт'хл,кнэн кстк'л,кнан голодать выпало это он принес это он спрыгнул Сингармонизм только в существительных и адъективах, это, вероятно, чукотское влияние исх-энк эсх-анкэ у отца (к) отцу
Синтетизм Агглютинация SOV т'салай миньл, энкчин,-0-0-нэн лисица (абс.) зайца (абс.) поймать-Praet.Perf-она его туза?н муза?н 0 - анчп - к,з - ал,-ми?н, - сх вы нас вы - учить - Fut.Imp - нас - вы Вы будете нас учить. н - ло? - ам - пэл - схэн - а - ?л, - к,зу - с - кичэн мы все время хотим кусать друг друга в разных местах
Двойное маркирование в предикации туза?н муза?н анчп - к,з - ал,-ми?н, - сх вы нас учить - Fut.Imp - нас - вы Вы будете нас учить. туза?н кэмма анчп - к,з - ал,-мин, - сх вы меня учить - Fut.Imp - меня - вы Вы будете меня учить. кэзза эйнна анйа н ты его хвалить - Praet.Perf. - его ты/вы Ты похвалил его. эйнна эйнна анйа нэн он он хвалить - Praet.Perf. – его он/они Он похвалил его.
Зависимостное маркирование в именной группе исх - ?ин °касф отец - Poss. топор кэлила-?ин кул,х нерпа-Poss. шкура
Аккузативная ролевая кодировка Субъект и объект оформляются прямым (абсолютным) падежом. т'салай °н,иксизин лисица (абс.) спит т'салай миньл, энкчин,нэн лисица (абс.) зайца (абс.) поймала миньл, нэнккичэн [т'салайэнк] заяц (абс.) пойман [лисицей (лок.)] (пассивная конструкция)
Некоторые морфологические особенности При этом – 12 падежей: звательный, местный, субъектный, адресат, отрицание признака субъекта или объекта итд Общее число ливумч-Ø ливумчэ-?н ливумч-ал тополь SG тополя PL тополевый лес ОБЩ Отсутствие инкорпорации
Литература А. П. Володин. Ительменский язык (Языки мира. Палеоазиатские языки. - М., С ) А. П. Володин. Ительменский язык (Л. 1976, Наука) Bogoras W. Chukchee.Handbook of American Indian Languages (Ed. By F. Boas. Washington, 1922) Comrie, B. Languages of the Soviet Union (Cambridge UP, 1981)