Концепция аудитории в медиаэкономике Профессор Елена Вартанова Кафедра теории и экономики СМИ Факультет журналистики МГУ 2012/2013 учебный год
Характеристики аудитории СМИ демографические исследования (возрастной состав, пол, национальная принадлежность, образование, доходы, состав семьи); психографические исследования (стиль жизни, формы жизненной активности, мнения, жизненные интересы, ценности; VALS-исследования); геодемографические исследования (изучение демографических и психографических характеристик аудитории с учетом географических особенностей регионов и территориальных кластеров).
Охват аудитории конкретным СМИ Реализация тиража печатных СМИ Частота вещания ТВ и радио
Степень доверия аудитории к СМИ Уровень доверия к рекламе Уровень доверия к содержанию Преимущественное использование СМИ как источника информации или рекламы
Экономическая эффективность рекламы Сравнение эффективности СМИ Стоимость 1 черно-белой полосы ЗТ=(или 1 единицы другого цвета и размера) Х 1000 Тираж (число охваченных читателей) Стоимость 1 единицы времени Х ЗТ= Число охваченных домов или зрителей отдельной программы или в определенный период времени
Рейтинги и доли Число зрителей / слушателей программы (или общее число домохозяйств) R = х 100% Общая аудитория ТВ или РВ Число зрителей / слушателей программы (или общее число домохозяйств) S = х 100%, Общее число включенных телевизоров (HUT) или радиоприемников (PUR)
Аудитория как экономический ресурс Предсказанная – первый компонент конечного продукта, продан рекламодателю Измеренная – главная ценность Фактическая – реальные люди
Развитие аудитории Сегментация аудитории: дальнейшая демографическая реструктуризация западных обществ, размывание четких социальных границ; Сокращение свободного времени Изменение стиля жизни Фрагментация: диверсификация систем СМИ, появление новых медиа – многочисленных каналов кабельного и спутникового ТВ, интерактивного ТВ, «ТВ по заказу», Интернета
Сегментация российской аудитории Основные группы: –Любители острый ощущений – 6% –Ценители гармонии – 11% –Ориентированные на семью и общество – 14% –Принимающие решения – 16% –Знатоки – 26% –Любители развлечений – 27%
Цифровая революция в медиасистемах Аудитория: необходимость постоянной переквалификации и обучения, возможность одновременного потребления различных СМИАудитория: необходимость постоянной переквалификации и обучения, возможность одновременного потребления различных СМИ Рекламодатель: отказ от массовой рекламы + работа с клиентскими базами данных, опора на технологии («цифровой дворецкий»)Рекламодатель: отказ от массовой рекламы + работа с клиентскими базами данных, опора на технологии («цифровой дворецкий») Стратегии СМИ: специализация (полезность содержания) и инновация (поиск новых форматов для новых технологических платформ)Стратегии СМИ: специализация (полезность содержания) и инновация (поиск новых форматов для новых технологических платформ) Журналистика: депрофессионализация, роль любителей в создании контента (активные аудитории), взаимодействие журналистов и аудиторииЖурналистика: депрофессионализация, роль любителей в создании контента (активные аудитории), взаимодействие журналистов и аудитории
Современное ТВ= Интернет? Компьютер = домашний медиацентр Заменимость технологических платформ Рост времени на просмотр телепрограмм, но падение времени телесмотрения? Нелинейный просмотр = пользование интернетом?
Свободное время как ресурс Бюджет суток (времени): Рабочее и свободное (досуг) время Свободное время = фактор общественного и социального развития Тенденции: –Неоплачиваемое увеличение свободного времени –Требование постоянного повышения квалификации –Изменение форм досуга, направленное на реализацию креативности
13 Изменения в способах потребления СМИ (возрастная группа 8-18, США, мин. в день) * E.g., videos, DVDs, games, includes computer usage other than Internet Source: Source: The Kayser Foundation Total media use min. Parallel media consumption min. +65 min Print Radio TV Internet Other*
Задание на лекции Расскажите о своем медиаменю: какие СМИ в течение дня вы читаете, смотрите и слушаете? Почему?